Аліферовська Альона Сергіївна,
інструктор з фізичної культури
ДНЗ № 112, м. Миколаїв
Фізкультурні свята та розваги як засіб виявлення рухових умінь і навичок дітей старшого дошкільного віку
Виховання здорових дітей потребує всі прогресивні суспільства. І в нашій державі надають великого значення фізичному вихованню підростаючого покоління
Піклуванням держави про фізичне здоров я малюків,підростаючого покоління є Закон України «Про Фізичну культуру та спорт». Сьогодні фізичне виховання спрямоване насамперед на охорону та зміцнення здоров'я, підвищення захисних сил організма , виховання стійкого інтересу до рухових умінь,навичок та фізичних якостей(швидкість,спритність,витривалість,гнучкість), формування культури здоров я.
Через економічні обмеження,екологічну кризу більшість дітей в Україні живе у несприятливих умовах,що згубно позначаються на їхньому здоров ї
Основною системою фізичного виховання в дошкільному навчальному закладі залишається руховий режим як сукупність різних способів та організацій форм роботи з дітьми.
Процес формування рухової дії являє собою перехід від знань і уявлень про дію до вміння його виконати,а від уміння до навички. Сформований руховий навик служить «будівельним матеріалом» для утворення нового, більш складного в руховому і координаційному відношенні.
Рухові навички та вміння,сформовані у дітей до 7 років,складають фундамент для подальшого вдосконалення їх у школі,полегшують оволодіння більш складними рухами і дозволяють надалі досягти високих результатів у спорті. У дітей дошкільного віку необхідно формувати навички виконання вправ основної гімнастики(стройові і загально розвиваючи вправи,основні рухи),а також спортивні вправи. Крім того,слід навчати дітей грати у спортивні ігри (теніс,бадмінтон,городки тощо).
Дуже важливо формувати в дошкільному віці рухові вміння і навички,удосконалювати їх одним з оптимальних засобів як фізкультурні свята та розваги.
Спортивні розваги проводять двічі на місяць: у холодний період року – в спортивній залі при відчинених формулах; у теплу пору - на майданчику або в природних умовах.
Попередньо складають план заходу, готують атрибути. Під час проведення спортивних розваг чергують колективні,групові,індивідуальні ігри,конкурси.
Основним призначенням фізкультурних дозвіль є організація активного відпочинку. Він доставляє дітям радість і поряд з цим сприяє вирішенню завдань фізичного виховання. Для розваг вибирають вправи освоєнні дітьми на фізкультурних заняттях,в яких можна змагатися у спритності,винахідливості,кмітливості. У розваги можуть бути включені атракціони, естафети, цікаві для дітей дидактичні ігри з розрізними картинками,на яких зображені фізичні вправи. За допомогою таких завдань удосконалюються рухові вміння і навички.
Фізкультурно-спортивні свята проводять тричі на рік:на початку навчального року,взимку та влітку. Свята є своєрідною формою демонстрації досягнень дошкільнят у різних видах рухової діяльності. Посильну участь у заході можуть брати молодші дошкільнята,а дітей ясельних груп запрошують як активних глядачів.
Програму розробляє ініціативна група,яка включає в зміст заходу рухливі вправи,ігри,змагання, вікторини, танці, пісні, підбиття підсумків. нагородження переможців, закриття. На свято запрошують представників громадськості, батьків вихованців та родини,де є діти,які не відвідують дитсадок.
У програму кожного свята обов язково включаються фізичні вправи,танці. Підготовка ведеться на фізкультурниках,музичних та інших заняттях.
Свято несе дітям радість і веселощі. Навіть його очікування викликає у дитини позитивні емоції. Рухливі ігри, атракціони, сюрпризи, якими насичена програма будь-якого свята, викликають у дітей щирий сміх, захоплення, радість. Давно відомо. Що хороший настрій, а отже і свято, має цілющу силу. А тим більше - спортивне свято.
Підсумком щорічного обстеження фізичних можливостей дітей у нашому дошкільному закладі стало проведення Малих Олімпійських ігор. Змагалися дві команди дітей старших груп, які під час відбору показали найкращі результати у різних видах вправ і не мали медичних противо показань. До проведення ігор я готувалася заздалегідь: розповіла дітям про олімпійський рух і олімпійські традиції та ознайомила їх з олімпійськими видами спорту.
Сценарій до свята я створювала з огляду на історичний початок Олімпійських ігор,як вони проходили у стародавній Греції. Додала також міфології. Гості свята були міфічні боги Олімпа (їхню роль виконували вихователі нашого дитсадка).
Свято відбувалося у кілька етапів:
- церемонія відкриття Малих Олімпійських ігор;
- спортивні змагання команд-учасниць;
- нагородження переможців;
- церемонія закриття Малих Олімпійських ігор.
Малі Олімпійські ігри
Сценарій спортивного свята для дітей старшого дошкільного віку
Мета: ознайомити дітей з історією Олімпійських ігор,з культурою і традиціями Стародавньої Греції, символікою(прапор, факел).
Поглибити знання дітей видатних спортсменів в Україні, розвивати інтерес до пізнання історії спорту нашої країни, розвивати естетичні погляди, почуття смаку,розширити знання дітей про такі поняття як спортивні знаряддя. Виховувати любов до фізкультури та спорту,розвивати фізичні уміння: спритність, витривалість, сміливість, почуття колективізму, дружби, взаємовиручки, прививати прагнення до знань фізкультурою.
Атрибути та декорації
Для проведення свята знадобились:
- олімпійський прапор;
- олімпійський вогонь;
- костюми для «Богів»;
- музичний супровід згідно до свята;
- ватні сніжки;
- ракетки;
-2 кільцекида;
- кошик з фруктами;
- клюшка;
- шайба;
- великий аркуш паперу;
-5 кольорів фломастерів;
-м яч;
-2 обруча;
- диплом для нагородження груп;
- медалі-шоколадкі.
Сценарій свята (на російській мові)
Дети входят в зал под спортивный марш(«Трус не играет в хоккей» минус),обходят круг, выводят 4 колонки. Под музыку(«Вместе весело шагать») выполняют спортивный комплекс. Перестраиваются в две колоны.
Ведущий: Праздник радостный, красивый,
Лучше не было и нет,
И от всех детей счастливых,
Олимпиаде- наш привет!
Олимпийские игры! Что это такое?
Голос в микрофон: Это состязание лучших спортсменов. Давайте сегодня совершим путешествие во времени. Мы побываем в древней Греции- стране, где давным - давно, за восемь веков до нашей эры, впервые проводились Олимпийские игры. По легенде Ифид- царь Эллиды обратился к мудрецу с вопросом: «Что сделать чтобы уберечь народ от воин и грабежей?» И мудрец посоветовал ему проводить спортивные игры, которые бы сдружили всех греков. В Греции любили спорт и обрадовались этому решению. С той поры раз в четыре года, между жатвой и сбором винограда, по дорогам страны отправлялись во все стороны послы. Которые несли весть о предстоящем олимпийском празднике и объявляли «священное перемирие». С самого своего зарождения олимпийские игры несли народам мир и единение.
Ведущий: Сегодня мы проведем свои Малые Олимпийские игры.
Кто с ветром проворным может сравниться?
Дети: Мы олимпийцы!
Ведущий: Кто верит в победу, преград не боится?
Дети: Мы олимпийцы!
Ведущий: Кто спортом любимой Отчизны гордится?
Дети: Мы олимпийцы!
Ведущий: Поскольку мы с вами совершаем путешествие в Древнюю Грецию, то и задания нам будут давать древнегреческие боги- жители священной горы Олимп.
Голос в микрофон: По велению самого главного греческого Бога Зевса, повелителя грома и молнии, люди должны были зажечь олимпийский огонь, с тех давних времен в Олимпии от солнечного луча зажигают факел, Гречанка в белых одеждах передает его спортсменам и факел пускается в путь. Его везут в город, где будут проводиться Олимпийские игры. От этого факела зажигают в огромной чаше огонь, который горит в течении всех Олимпийских игр.
Ведущий: давайте и мы зажжем свой Олимпийский огонь!
Капитаны команд выходят на середину зала, ведущая стоит за ними и держит факел.
Капитан 1: Пусть стать чемпионом,
Борьбой закаленным,
Задача совсем не проста.
Капитан 2: Но стать надо ловким,
Набраться сноровки,
Здоровым и сильным
Стать- красота!
Под музыку капитаны зажигают Олимпийский огонь.
Ведущий: Внимание, внимание!
Открываем наши Малые Олимпийские. На наш праздник прибыли две команды: команда «Льдинка» и команда «Снежинка»! Команды равняйсь смирно! Поприветствуем друг друга!
Капитаны команд делают шаг вперед.
Капитан «Снежинки»: Команде «Льдинка»- физкульт ура!
Капитан «Льдинки»: Команде «Снежинка»- Физкульт привет!
Ведущий: Сегодня на соревнованиях присутствует жюри в составе:
Заведующая …
Методист…
Медсестра…
А так же у нас сегодня будет очень много гостей. И так встречайте наш первый гость!
Играет музыка греческая .заходит Гермес:
Гермес: Я- вестник Богов Гермес. Я очень быстрый и ловкий. Ведь я должен везде успевать, а вы ребята покажите мне какие вы быстрые и ловкие! Значит даю задание.
Эстафета «Перенеси снежок»
Ведущий: Слово предоставляется жюри. А вот наш следующий гость.
Звучит музыка входит Посейдон.
Посейдон: Я- Бог моря Посейдон, повелитель всех рыб и морских животных.
В руках держит рыбку, потом передает детям-зрителям.
Ты плыви златая рыбка,
По веселым по волнам.
Если есть злотые рыбки,
Вы станцуйте танец нам!
Девочки «Рыбки» танцуют под веселую музыку.
Ведущий: А мы продолжаем встречать гостей.
Звучит музыка, заходит Артемида.
Артемида: Я- Богиня охоты Артемида. Моя сила в меткости. Я хотела бы посмотреть какие ваши капитаны ловкие и смелые.
Соревнование «Серсо»
Ведущий: А как оценит наше жюри? А к нам пожаловала еще одна гостья.
Звучит музыка, заходит Афина.
Афина: Я- Богиня мудрости Афина. Со своими маленькими ангелочками я приготовила для вас загадки о спорте. Попробуйте их отгадать.
Выбегают девочки «ангелочки»,загадывают загадки.
1ребенок: Загадка эта не легка,
Пишусь всегда через два «к»
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
И называюсь я (Хоккей).
2ребенок: Костыль кривой,
Так и бьется в бой.
(Хоккейная клюшка).
3 ребенок: Каждый вечер я иду
Рисовать круги на льду.
Только не карандашами,
А блестящими (коньками).
Ведущая: Молодцы! Показали свою сообразительность. А вот еще к нам гостья спешит.
Звучит музыка ,заходит Деметра.
Деметра: Я- Деметра богиня земледелия и плодородия, дарующая хлеб и земные плоды. Я принесла вам подарки- корзину фруктов, но сначала хочу посмотреть как вы играете в хоккей.
Эстафета «Хоккей»
Ведущий: Слово дается жюри. А к нам прибыл еще один гость.
Звучит музыка, заходит Апполон.
Апполон: Я- Апполон Бог солнечного света, покровитель музыки. А вы можете петь? Ну тогда порадуйте мой слух.
Дети исполняют песню.
Голос в микрофон: Победители Олимпиад становились самыми известными людьми в стране, в их честь слагали оды, валяли статуи. Но в четвертом веке до нашей эры, Грецию завоевали римляне, которые запретили проводить римские спортивные соревнования. И только в 1896 году Олимпийские игры возродились вновь, как праздник всеобщего мира и дружбы. Олимпиады имеют свой флаг. Посмотрите на него. Он представляет собой белое знамя с изображением пяти колец- это символ дружбы спортсменов пяти континентов: Европы(голубое), Азии(желтое), Австралии(зеленое), Америки(красное), Африки(Черное).
Ведущий: Ребята ,а вы знаете как изображается Олимпийская эмблема.
Эстафета «Олимпийская эмблема»
Ведущий: Молодцы ребята, а что скажет наше жюри?
А сейчас разминка для родителей, кому я кину мячик, тот называет любой вид спорта.
Ведущий: Наш праздник подходит к концу, осталась одна заключительная, решающая эстафета.
Эстафета «Перегоны парами»
Ведущий: Слово передается жюри.
Гаснет огонь Олимпийский,
Значит прощаться пора.
Всем вам друзья- олимпийцы
Я пожелаю добра.
Мира и радость победы
В спорте, учебе, труде!
Кем бы ты не был
Будь олимпийцем везде!
Ведущий: ну вот и закончились наши Малые Олимпийские игры. А теперь попрошу наше жюри подсчитать балы. Слово дается главному судье соревнований.
(Выступление. Итоги соревнований. Награждение команд).
Ведущий: Дети, сегодня на нашем празднике проигравших нет, потому что победила дружба.
1 коментар:
Дякую за цікавий сценарій спортивного свята. Обов'язково використаю в своїй роботі.
Дописати коментар