Елена Ивановна КАЗАКОВА,
доктор педагогических наук,
профессор Санкт-Петербургского
государственного университета
Поход в школу неверно привязывают к тому или иному возрасту. Для принятия решения – идти ребенку в школу или нет – надо понимать, сформированы ли у него готовность к обучению в школе в виде произвольности действий; умения сосредотачивать внимание; умения работать в группе, и т. д. Развитие детей происходит, конечно же, в индивидуальном темпе, но все-таки опыт показывает, что чаще такая готовность формируется к 7-8 годам жизни.
Школа сразу, резко сужает мир детской игры. А чем дольше сохранится пространство игры, тем лучше для развития ребенка. Игра формирует в человеке практически все, что нужно для его дальнейшего развития и успешной жизни: от демократического сознания до учебных навыков. Причем делает все это ненасильственно, без прямого указания, без ограничения свободы действий ребенка. Что очень важно – этой возможности потом уже не вернуть. Все, что должно происходить в этом возрасте, очень важно не пропустить. Потом не наверстать. Взрослый, не наигравшийся вволю в детстве, – человек ущербный.
Увы, школа сейчас, чаще всего, неизбежное зло. И чем позже в нее пойти, тем лучше для ребенка. Вот если бы школа не была так ориентирована на классно-урочную систему, на подчинение, на механическое воспроизведение заданного! В хорошую школу (по-настоящему хорошую – в смысле для ребенка хорошую, а не только престижную) можно отдать ребенка и в 4 года. Но тогда там для вашего ребенка (если это разумная школа) будет организована не начальная школа, а хороший детский сад. А назвать вы это можете, как хотите.
Да, ребенок может быть научен определенному объему информации. Но зачем ему это все сейчас нужно, ведь всего этого можно добиться и позже. А вот играть потом уже будет некогда, негде. К сожалению, детский сад, который начинает по школьному учить детей, тоже их портит.
Я уверена: нормально развивающийся (в том числе, наигравшийся в дошкольном возрасте) ребенок к 7-8 годам должен приходить в школу с естественным развитым познавательным интересом. А школа уже должна этот интерес подхватывать и развивать, а не заглушать.
Николай Евгеньевич ВЕРАКСА,
заведующий Лабораторией развития
способностей и творчества
Института дошкольного и семейного образования
и семейного воспитания РАО
Никто не сомневается, что есть успешный опыт работы с шестилетками. Но это особый опыт.
В чем специфика дошкольного воспитания? Воспитатель не стоит в столь жестких рамках, как учитель, по отношению к достижениям ребенка. А седьмой год жизни – это особый возраст. Линии развития, присущие логике всего дошкольного возраста, замыкаются на этот период, например, развитие творческих способностей. В школе акцент ставится на усвоении знаний. И там совершенно иной тип отношений с педагогом. Если этот школьный пресс начинает давить на ребенка, он получает деформацию развития, которая скажется через много лет. А такой показатель, как оригинальность? При погружении в жесткую стандартную систему начинается унификация личности. По данным наших исследований получается, что показатели оригинальности, творческих способностей потом не повышаются. Поэтому в педалировании раннего образования мы видим большую опасность.
Елена Георгиевна ЮДИНА,
ведущий научный сотрудник
Института педагогических инноваций РАО
Я вернулась из Владимирской области в отчаянии: массовый загон шестилеток в школу начался. Учителя не знают, что с ними делать. Урок дети высидеть не могут, а на перемене их страшно выпустить – растопчут! Но процесс пошел: ведь в детском саду ребенок обходится в 5 раз дороже, чем в школе. И общество, не желая проводить реальные образовательные программы, хочет решить свои проблемы, заталкивая детей в самый дешевый институт – школу. Причем это заталкивание идет снизу – снижая возраст приема в школу, и сверху – за счет двенадцатого класса.
Пропагандисты раннего прихода в школу ссылаются на очевидный факт, что шестилетних детей можно успешно обучать. Разумеется. Но где и как? Массовая школа не готова к их приему. Есть много данных о том, насколько вредно вовлечение в школьную систему детей, не достигших школьной зрелости. Но это данные двадцатилетней давности! То поколение было намного здоровее. Сегодня последствия будут куда страшней.
Да, шесть лет – это очень хороший возраст для обучения. Но научить можно и зайца на барабане играть, вопрос – зачем.
Как обеспечить возможности хорошего продвижения для тех детей, у кого перспективы развития лучше других, и не загнать в школу массу детей, к школе не готовых? Если бы был жесткий инструментарий для определения психологической зрелости детей! Но его нет, и есть большие сомнения в том, что в принципе возможно создать набор методик, который был бы не зависим от специалистов, от условий, от ситуации.
Да, родители зачастую хотят, чтобы дети начинали учиться как можно раньше. Но их вынуждает к этому социальная ситуация. Разговор о двенадцатилетке толкает в школу пятилетних мальчиков (прибавьте к 6 годам 12 и сравните с возрастом призыва. А к семи прибавить 12 – вообще непонятно что получается). Если мы законодательно поставим условие приема в школу – "по достижении шести лет" – совершенно очевидно, что будет массовый приход в школу именно с 6 лет! А это опасно. И это уже началось. Но зачем же разрушать то, что есть? Ведь в дошкольном образовании специальные условия уже созданы.
Марина Исааковна СТЕПАНОВА,
начальник отдела гигиены обучения
Института охраны здоровья детей и подростков РАМН
В Санитарных правилах 1999 года четко обозначен допустимый возраст приема в школу: не меньше 6,5 лет на 1 сентября. Обучение с шести лет возможно, но при этом должен быть соблюден целый ряд требований к материальной, учебной среде и самому учебному процессу. И этот документ, хоть и не имеет статуса закона, обязателен для выполнения всеми учреждениями. Более того, в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрены меры административной, дисциплинарной и уголовной ответственности за невыполнение этих требований.
По материалам сайта Педагогический Клуб "Новая Еврейская Школа"
Немає коментарів:
Дописати коментар