Єдина Країна! Единая Страна!

середа, 8 жовтня 2014 р.

Основи здоров’я та статеве виховання дітей

Конституція України визнає життя і здоров’я людини одними з найвищих соціальних цінностей. Цілеспрямованих дій держави, всього суспільства у створенні сприятливих умов розвитку дітей зокрема, у частині забезпечення їх прав на здоров’я, вимагають Конвенція ООН про права дитини, Положення Всесвітньої декларації про забезпечення виживання, захисту і розвитку дітей.

 Здоров’я дітей – соціальна цінність, невід’ємна частина суспільного багатства, а тому формування здорового способу життя розглядається як справа державної ваги, як глобальне завдання суспільства, закладів системи освіти, сім’ї, самої дитини.

Пріоритетними напрямками Міністерства освіти і науки, молоді та спорту України на виконання Загальнодержавної програми «Національний план дій щодо реалізації Конвенції ООН про права дитини» на період до 2016 року є популярізація здорового способу життя, забезпечення можливості здобувати високоякісну освіту; боротьба з ВІЛ/СНІДом, туберкульозом, наркоманією.

Усвідомлене та відповідальне батьківство. Анонс

Необхідність розроблення та впровадження програми та посібника «Усвідомлене та відповідальне батьківство» для учнів старших класів середніх загальноосвітніх навчальних закладів викликана низкою небезпечних тенденцій, що характеризують сучасне становище сім’ї та соціально-демографічний розвиток України, це зокрема збільшення кількості розлучень та неповних сімей, зростання рівня дитячої бездоглядності та безпритульності, зменшення кількості сімей з двома та більше дітьми, руйнування традиційної структури сімей, а також інші негативні тенденції. 

Василь Сухомлинський у діалозі з сучасністю: педагогічна та батьківська мудрість виховання

На гостинній миколаївській землі сталася видатна подія. У рамках проведення ХХІ Всеукраїнських педагогічних читань «Василь Сухомлинський у діалозі з сучасністю: вчимося толерантності» відбулися заходи, які об’єднали зусилля педагогічної та батьківської громадськості у справі виховання підростаючого покоління: засідання круглого столу «Педагогічна та батьківська мудрість виховання» та батьківська трибуна «Школа і сім’я – виховуємо разом».

25 вересня 2014 року в Миколаївському національному університеті імені В. О. Сухомлинського пройшло засідання круглого столу «Педагогічна та батьківська мудрість виховання». У його роботі взяли участь провідні вчені Національної академії педагогічних наук України, наукові працівники Миколаївського національного університету імені В. О. Сухомлинського та Миколаївського обласного інституту післядипломної педагогічної освіти, педагогічні працівники навчальних закладів Миколаївської області.

понеділок, 15 вересня 2014 р.

Інформатика в початковій школі

Розпочався новий навчальний рік. Пішла "друга хвиля" інформатизації початкової школи. У цьому навчальному році предмет Інформатика вивчають всі діти України у 2 та 3 класах. У вчителів, які викладають цей предмет виникають запитання, попри те, що існує нормативна база, яка дає відповіді на ці питання.
Нижче розміщаю скріни сторінок нормативного документу, які стосуються предмета Інформатика в початковій школі.

середа, 16 липня 2014 р.

Сексуальное насилие над детьми: как защитить ребенка

С 2005 года, научно работая над проблемой полового воспитания детей от рождения до 18-летнего возраста, не смогла обойти вниманием тему насилия над детьми. И сексуального в частности. 

В 2012 году по заказу фонда "Возрождение" в соавторстве с коллегой Ниной Анатольевной Сторчак написали учебно-методическое пособие "Статеве виховання учнів шкіл-інтернатів і їх захист від сексуального насильства"  для участников проекта «Правова грамотність педагогів шкіл-інтернатів – запорука якісного правового та соціального захисту їх вихованців» (матеріали семінару-практикуму).

Часть материалов пособия разместила на своём авторском блоге "Семейные секреты"

понеділок, 16 червня 2014 р.

Аппликация из крупы - цветной рис

Аппликация (от лат. «прикладывание») - интересный вид художественной деятельности - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев…

Аппликация для детей может стать очень интересным и развивающим занятием. Во время работы с аппликацией у детей развивается моторика и воображение. И немаловажный момент, это еще и общение с вами. 

Пальчиковые краски - делаем сами

Ваш малыш пока слишком мал, чтобы повторить успех Гойи, Матисса и Васнецова, он ещё не вполне хорошо запомнил названия цветов и совсем не умеет держать кисть в руке. Но он уже достаточно взрослый, чтобы под вашим материнским руководством и при помощи собственных малюсеньких пальчиков начинать создавать уникальные живописные произведения.

Рисовать пальцами – это так просто и столь же увлекательно! Окуните пальчики вашего малыша в разные цвета палитры, а затем оставьте на листе бумаги их отпечатки. Разве это не чудо: из крошечных и смешных отпечатков пальцев прямо на глазах распускаются большие сердца, расцветают диковинные цветы, вырастают волшебные деревья.

Безопасный пластилин для ребёнка - своими руками

Пластилин вообще штука вкусная...наверное. По крайней мере все маленькие детки такого мнения. Однако и отказывать им в удовольствии поиграть и вылепить какую нибудь поделку тоже нельзя.

Поэтому вместо того, чтобы давать гадость в коробочке из магазина предлагаю сделать пластилин самим. По крайней мере там меньше всякой вредности содержится.

Качественный пластилин, не наносящий вреда здоровью ребёнка, отнюдь не дешев. Однако можно не разоряться на коробку заморского пластичного средства, а приготовить самый настоящий разноцветный и эластичный материал для развития детской мелкой моторики своими руками.

Рецепт его достаточно прост.
Для начала нужно добавить в два стакана воды столовую ложку растительного масла и довести смесь до кипения.
Затем смешать два стакана муки со стаканом мелкой поваренной соли и столовой ложкой лимонной кислоты.

пʼятниця, 6 червня 2014 р.

Програма і тренінг гендерного розвитку дітей молодшого шкільного віку

Ірина ТКАЧЕНКО,
 кандидат  психологічних наук,
 м. Армавір,
 Краснодарський край
Молодший шкільний вік є періодом ґендерної сегрегації, коли діти намагаються уникати представників іншого гендеру. Тенденція хлопчиків грати з хлопчиками, а дівчаток - з дівчатками починає проявлятися у дітей в 3-літньому віці і поступово підвищується до вступу в період статевого дозрівання.

Маккоби і Джаклін у своїх дослідженнях (як вказує Сандра Бем) прийшли до висновку про те, що в молодшому шкільному віці ґендерна сегрегація досить відчутна. Вони встановили, що діти з самими різними особистісними якостями прагнуть об'єднуватися в соціальні групи на основі спільності гендеру. І прийшли до припущення, що біологічна стать, соціальні гендерні ярлики і психологічна гендерна ідентичність діють спільно, змушуючи дитину об'єднуватися з дітьми однієї статі і уникати об'єднання з дітьми протилежної статі.

неділя, 1 червня 2014 р.

Дети в социальных сетях – невольные соучастники родителей

В потоке новостей промелькнула интересная заметка о том, что дети не контролируют поведение своих родителей в сети. Первоисточник разыскать не смог, он затерялся среди иных заметок, поэтому по мотивам той статьи напишу свое мнение о проблеме, которая приобретает невообразимый ранее масштаб. 

В принципе, этот вопрос становится частным аспектом основной проблемы – приватность жизни каждого человека уменьшается, а число вторжений в его бытие растет ежеминутно. В качестве примера можно привести типичную ситуацию для публичного человека – абсолютно незнакомые люди могут сфотографировать его украдкой на улице, в ресторане, в душе спортклуба и опубликовать этот снимок со своими комментариями. Уверен, что единицы будут рады тому, что некто неизвестный откусил кусочек приватности и выложил его на всеобщее обозрение. Это не вопрос того, что предмету съемки есть, что скрывать, скорее, вопрос воспитания и восприятия мира. 

О младшей и средней американской школе

О младшей и средней американской школе. О методиках преподавания. О взаимодействии учителя и ученика. И о чрезвычайно практичном подходе к образованию и обучению в США.

Окрім інноваційних дрібничок, що хочеться відразу використати у своїй школі, зверніть увагу на середовище дитини. Відсутні автократні ряди, коли діти дишуть в потилицю один одному. Учнів обов'язково садять так, щоб зручно було спілкуватись між собою. Тема написання ділових листів є і в 4 класі. На 28-ій хвилині відео діти вчаться писати лист. Інструкція вчителя триває не довго, а далі діти ХОДЯТЬ вільно, спілкуються, шукають...

О дошкольном образовании в США

О дошкольном образовании в США, о методах воспитания дошкольников, среди которых лидирует так называемая "прогрессивная педагогика".
Зрители увидят два типичных американских детских сада, познакомятся с их сотрудниками, чрезвычайно преданными своему делу, и побывают в Национальном Институте танца в Нью-Йорке - месте, где самое высокое искусство становится доступным для маленьких выходцев из самых разных слоев общества.

четвер, 15 травня 2014 р.

Розвиток творчості дитини раннього дошкільного віку засобами образотворчого мистецтва

III Всеукраїнська науково-практична конференція  з міжнародною участю
«Проблеми діагностики та проектування розвитку обдарованості дошкільників»
15 – 16 травня 2014 р., м. Київ

Розвиток творчості дитини дошкільного віку засобами образотворчого мистецтва


Олійник Лія Миколаївна, кандидат педагогічних наук, доцент, доцент кафедри психології, педагогіки та менеджменту освіти Миколаївського обласного інституту післядипломної педагогічної освіти


Становлення творчо активної особистості – важливе завдання сьогодення. Вона повинна вносити прогресивні зміни до суспільного життя, вміти здійснювати вибір, визначати та вирішувати проблеми, бути винахідливою, мати творчу уяву. Процес становлення, на основі вікових особливостей та за сприятливих психолого-педагогічних умов, розпочинається вже у ранньому віці. У цей період відбуваються якісні зміни в психіці, у результаті яких малюк стає істотою активною та діяльною. Зростають фізичні можливості, розширюються потреби, змінюються види і форми діяльності, закладаються основи вольової сфери, елементи свідомості та самосвідомості, відбуваються великі зміни у спілкуванні дитини з дорослими та однолітками.

понеділок, 12 травня 2014 р.

Студенти Миколаївського Державного Університету за мир!

Миколаївський національний університет імені В.О.Сухомлинського – один із найстаріших вищих навчальних закладів на півдні України.
Інститут педагогічної освіти в структурі МНУ імені В.О. Сухомлинського працює як сучасний осередок підготовки майбутніх педагогів, а саме фахівців початкової та музичної освіти.

На кафедрі педагогіки початкової освіти  (проф. С.І. Якименко) вагому увагу приділяють формуванню у студентів соціального «Ми», пережитого як причетність до спільної життєдіяльності. Завдяки цьому засвоюються соціальні норми і цінності, що сприяє адаптації до конкретних соціокультурних і суспільних умов, а також розвитку соціальних груп і індивідів у цих умовах.

Нещодавно на кафедрі початкового навчання був проведений конкурс творчих робіт "Україна - моя Батьківщина, вона у мене єдина", в яких студенти мали можливість висловитися проти війни та підкреслити власне ставлення до сучасних подій в Україні. У такий спосіб заявити - "Ми за мир!" Пропонуємо вашій увазі конкурсні роліки. Залишайте ваші коментарі та визначайте роботу-переможця

субота, 22 березня 2014 р.

І Международный фестиваль раннего развития детей. 22-23 марта 2014. Луганск

Рада принять участие в І Международном Фестивале раннего развития детей, который проходит в Украине 22-23 марта 2014 года в городе Луганске.


Искренняя благодарность методистам НМЦ г. Николаева Романюк Ирине Анатольевне и Деньговской Людмиле Николаевне, а так же всем педагогам дошкольных образовательных учреждений Николаева и Николаевской области, которые предоставили фото-материалы по теме моего мастер-класса: Развитие творчества в раннем возрасте в продуктивных видах деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование.

вівторок, 18 березня 2014 р.

Интервью министра образования и науки Украины Сергея Квита радио "Эхо Москвы"

Я долго держалась, что бы не затрагивать в своих публикациях политическую ситуацию в мире. Нет, я не была равнодушной к происходящему. И не занимала "позицию страуса". В социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники,  МойМир, Facebook, Google, Профессионалы, я определённо чётко высказывала свою точку зрения на события, происходящие в моей стране и вокруг неё. Я очень рада, что многие мои коллеги и друзья и в Украине и в России и в других странах: Дания, Германия, Греция, Казахстан, США, Белоруссия, Израиль разделяют мою боль и радость, по поводу того, чем и как живёт моя страна с 18 февраля.  Это очень важно в наше время - не разочароваться в тех, кого уважал. Пришлось выслушивать и читать также комментарии оппонентов с удивлением и огорчением осознавая, что, в их перевёрнутом понимании происходящего, есть доля ОБРАЗОВАНИЯ...

четвер, 13 лютого 2014 р.

Данные экспериментального обучения шестилеток - 1990 год

Подборку из материалов 
Сборника  тезисов IV Всесоюзной конференции
 “Физиология развития человека”, 1990 год
  подготовил Андрей РУСАКОВ

Четырнадцать лет назад при первой попытке уменьшить возраст первоклассников врачи собрали материал, показавший опасность такого эксперимента. Но теперь об этом удобнее не вспоминать...

В сборнике представлены тезисы огромного количества докладов. Ни в одном из них не отражено никаких положительных эффектов школьного обучения с шести лет. Слабым утешением может служить лишь то, что некоторые исследования выявили и ряд факторов, позволивших несколько уменьшить отрицательные последствия школы для шестилеток. Среди них определены высокая двигательная активность, частая смена родов занятий, отсутствие жесткой регламентации. Собственно, это те самые условия, которые естественным образом складываются в детских садах.

Российские учёные об обучении шестилеток. Где и как это делать?

Елена Ивановна КАЗАКОВА, 
доктор педагогических наук, 
профессор Санкт-Петербургского 
государственного университета

Поход в школу неверно привязывают к тому или иному возрасту. Для принятия решения – идти ребенку в школу или нет – надо понимать, сформированы ли у него готовность к обучению в школе в виде произвольности действий; умения сосредотачивать внимание; умения работать в группе, и т. д. Развитие детей происходит, конечно же, в индивидуальном темпе, но все-таки опыт показывает, что чаще такая готовность формируется к 7-8 годам жизни.

Почему родители спешат отдать детей в школу?

Алексей ЮШКОВ, 
Кандидат психологических наук,
Санкт-Петербург,
Россия

На фоне надвинувшейся демографической ямы борьба за детей усиливается; пока она идет в одни ворота – образовательные чиновники, особенно министерские, твердо решили спасать рабочие места в школе за счет детских садов. И тем не менее право на последнее слово – за родителями. Никто не может требовать от них отдать ребенка в школу до семи лет.

Но каковы мотивы у самих родителей, которые спешат забирать своих детей из сада в школу? Можно ли этому противостоять? С кем из них нужно разговаривать, а с кем - бесполезно? Что такое делается в саду, что часть родителей начинает считать, что их детям в саду здесь делать уже нечего?

Давайте попробуем обсудить проблему шестилетних детей с этой точки зрения - с точки зрения родительских мотивов. И выделим, соответственно, несколько родительских групп.

О старшем дошкольном возрасте

Евгений Евгеньевич ШУЛЕШКО, 
автор знаменитой методики
 обучения дошкольников 
чтению, письму и счету 
и одной из наиболее успешных образовательных программ, 
объединяющей усилия детского сада и начальной школы

Этот текст и о шестилетках, и о тех условиях, которые должны соблюдаться для организации нормального и успешного их обучения. Судите сами, насколько характер обучения в знакомых вам классах начальной школы соответствует этим нормам.

Кто такие те старшие дошкольники, которым надо развить свои личностные качества и потом применить их в счете, чтении и письме?