Преступление и наказание - бить или не бить?
Лия Олейник
мать, педагог, психолог
Диалог матери с 7-летней дочкой через несколько дней после срыва матери по поводу нежелательного поведения ребёнка, закончившегося поркой:
− Как тебя воспитывать? Бить или не бить?
− Не бить…
− Так что же мне делать вместо этого, если ты меня не понимаешь?
− Поговори со мной…
− Ну я же говорила, ты меня не понимала, поэтому я тебя побила…
− Нужно было ещё поговорить со мной, я бы поняла…
В нашем обществе веками формировалось сознание людей − каждый преступник должен быть наказан. Существуют организации, люди-профессионалы, составляющие законы и формирующие социальные нормы, в результате которых данное убеждение господствует в общественном, и что более существенно, в личном сознании преимущественного количества здравомыслящих и активных членов нашего общества. Позиция силы, применения силы к людям преступившим общественные Закон и Мораль. Всё логично, стройно и продуманно.
Остаётся несколько НО:
у каждого человека, решившегося (спонтанно или в результате продуманных действий) на преступление Закона, существует убеждение: я не буду наказан, если моё преступление окажется не доказанным, не раскрытым;
масса преступлений остаётся за чертой раскрываемости;
бывает, что, в угоду выполнения Закона, наказанными оказываются невиновные люди;
от работников юстиции звучат призывы уменьшить возраст криминальной ответственности для несовершеннолетних за совершение особо тяжких преступлений.
Как разорвать этот порочный круг? Может это звучит как утопия, но, на мой взгляд, для того, что б эффективно и позитивно решить проблему преступности в стране необходимо обнажить её корни. Выявить причины, побуждающие человека пойти на преступление. И формировать общественное сознание в ключе искоренения этих причин. Да, этот путь не прост, он длительный и многоплановый, требующий усилий не нескольких конкретных организаций и специалистов, а общества в целом. Поэтому так важно формирование общественного сознания в понимании, признании и принятии этого пути − отказ от насилия над ребёнком.
Все мы родом из детства. Для каждого конкретного человека вопрос − станет он преступником или достойным членом общества начинается от семи колен его рода. Да, это не опечатка. Ведь именно родители наделяют новорожденного ребёнка генофондом, который в свою очередь есть задатком будущей личности. Знаменитая формулировка средневекового английского педагога-мыслителя Джона Локка, что новорожденный ребёнок − «tabula rassa» − «чистая доска для письма» имеет смысл, если осознать, что эта «чистая доска» может быть различной фактуры, цвета, размера. То есть − каждый ребёнок рождается с определёнными задатками от Бога, родителей и всех семи колен рода. Вероятно, когда-нибудь общество найдёт возможным гуманными способами регулировать эти процессы. На сегодняшний день, дай нам Боже душевных сил, разума и сердца осознать и найти правильные пути воспитания ребёнка от рождения, когда на этой «чистой доске» каждый соприкасающийся с ребёнком взрослый, а это в первую очередь родители и ближайшие родственники, начинают «писать письмена», остающиеся в сознании, сердце и душе ребёнка на всю его жизнь.
Считается, что каждый ребёнок − маленькое чудо и большое счастье для своих родителей. Но, такая радужная картинка в нашем обществе, к сожалению, не стопроцентная. И этот процент, чем дальше, тем больше имеет тенденцию к снижению. Аборты, прерывающие нежелательные беременности; оставленные в роддомах дети; младенцы в мусорных баках; родители-детоубийцы; не благополучные родители, истязающие и эксплуатирующие своих детей; вполне благополучные семьи, в которых битьё детей есть нормальным и социально-признанным явлением − всё это звенья одной цепи.
Предвижу непонимание и реакцию возмущения и обиды, последующие от благополучных родителей, любящих своих детей и желающих им добра. Как можно ставить их в один ряд с преступниками и асоциальными элементами общества. Да, уважаемые взрослые, разница в звеньях этой цепочки лишь в том, что всё это насильственные методы избавления от самого ребёнка или от нежелательного для родителей его поведения, которые дают детям образец − именно так, насильственными способами, нужно бороться с тем, что тебе не нравиться и формируют его мировоззрение противостояния тому, что не нравиться − насилием. Реальному или существующему только в воображении конкретного человека, в данном вопросе это не важно.
С молоком матери наши дети впитывают социальное убеждение − насилие (физическое и моральное) − эффективный способ борьбы с тем, что тебе не нравиться, что ты не можешь изменить тут и сейчас, быстрый способ достижения желаемого. А потом мы дружно удивляемся: откуда в наших детях берутся пороки, в числе которых жестокость, агрессия, бескомпромиссность, лживость, бессовестность, бездушие? И начинаем бороться с этими проявлениями, опять не находя ничего лучшего, чем физическое и моральное насилие.
На мой взгляд, до тех пор, пока применение к детям насилия со стороны любящих родителей, а затем и заботливых педагогов, не искорениться из общественного сознания, общество будет взращивать преступников − людей, убеждённых, что путь решения своих проблем с позиции грубой физической или тонкой моральной силы − самый действенный и эффективный. Главным в этой философии остаётся насилие в рамках социальных норм или нарушение их (социальных норм) таким образом, что б содеянное осталось в тайне, что б об этом не узнали и не наказали.
Остановимся на физическом насилии в отношении детей, каковыми являются члены нашего общества до достижения 18 летнего возраста. Благополучные родители и заботливые педагоги (которые тоже практически все являются родителями) для оправдания подзатыльников, оплеух, хлестанья ремнём по «мягкому месту» и прочих изощрённых методов физического наказания любимых чад, с благородной целью − избавления их от нежелательного родителям и обществу форм поведения − подводят философскую основу «БИТЬЕ определяет сознание!», «школе нужны РОЗГИ».
Действительно − определяет! В этом нет сомнений. Но, к великому сожалению, не всегда в том ключе, на который возлагают надежду заботящиеся о благополучии детей взрослые. Чему может научить ребёнка битье? Давайте попробуем разобраться в этом вместе.
- Первое, и об этом уже было сказано выше, тут только подытожим − формирование стойкого убеждения, что насилие − лучший и единственный способ добиться желаемого и убеждение − когда я стану взрослым и у меня будут свои дети, я тоже буду их бить. А если кто из детей и, страдая от побоев, всё ж думает, что никогда не будет бить своих детей, редко реализовывает эти свои детские планы, ставши взрослым, а идёт по накатанной веками дорожке.
- Второе, завуалированное, и от этого более опасное, потому что не осознаётся, остаётся на бессознательном уровне человеческого сознания − меня бьёт человек, который меня любит; значит, того, кого я люблю − можно бить. Эта подсознательная установка фигурирует в детских драках и потасовках, а так же может ярко проявиться во взрослом возрасте и всплыть в таких формах семейного поведения как мазохизм − бьёт, значит любит; садизм − люблю, значит имею право бить; и садомазохизм − принятие, одобрение и получение удовольствия от физического насилия во взаимоотношениях между людьми. Кроме этого, порка может привести к пробуждению ранней детской сексуальности − ребёнок, ощутивший во время порки оргазм, в дальнейшем провоцирует родителей на этот акт экзекуции, что б испытать сексуальное удовлетворение. Страшно, что получение удовольствия от страха и боли в дальнейшем становиться для него нормой жизни.
- И третье, у ребёнка, которого физически наказывают за какую-либо провинность (по реальному или ложному обвинению) значимые для него люди − родители, педагоги − может сформироваться агрессия − мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. А это поведение строится на ненависти к обидчикам за то, что они выявили его проступок и желание отомстить, но сделать это так, что б никто ничего не узнал, что бы избежать наказания. Или аутоагрессия − самоистязание, самобичевание, уход в алкоголизацию и наркотики и крайняя форма − суицид − я плохой, никчемный, меня не за что любить, я никому не нужен, жизнь не имеет смысла.
Неужели, если б любящий родитель, знал о таких возможных последствиях своих воспитательных последствий, он стал бы их применять?
Увы! Даже самые психологически подкованные педагоги в вопросе пагубности физического наказания детей и любящие родители могут себе позволить обозвать, потрепать, дёрнуть, ударить ребёнка, крикнуть на него. Почему это случается?
Обозначим причины:
стойкое социальное убеждение − так делают ВСЕ, ни один ребёнок не вырос не битым; нас в детстве били − и вот мы выросли нормальными людьми;
ощущение своего бессилия в отношении нежелательного поведения ребёнка, не знают как воздействовать по-другому и в пограничных состояниях сознания на ум приходит первый шаблонный социально-признанный метод − проявление по отношению к ребёнку физического насилия и, конечно же, в благородных воспитательных целях;
ребёнок не может ответить тем же.
Потом, уже после свершившегося акта битья, сценарии родительских размышлений по поводу насилия над ребёнком и поведения взрослых могут идти разными путями:
обвинение в случившемся ребёнка − он (ребёнок) сам виноват, заслужил, если б не сделал, не сказал, я б его ни за что б не ударил, пускай ведёт себя хорошо, что б не быть битым;
самообман − чем сильнее накажешь (так что б запомнил), тем больше вероятность, что такого никогда не повторится. И что парадоксально − в некоторых случаях не повторяется, но не потому что ребёнок понял и осознал глупость, мерзость, ужас содеянного им, а из страха быть избитым. Поведение ребёнка в данном случае не изменяется, а уходит в «подполье», извлекается урок − нужно делать так, что б не быть пойманным, уличённым;
самооправдания − не сдержался, нервы ни к чёрту, постараюсь, что б такого больше не повторялось или, по крайней мере, случалось как можно реже и вывод − нужно искать и использовать другие способы воздействия на ребёнка и способы избавления от нежелательного поведения;
раскаяние − вплоть до прошения прощения у ребёнка.
Бывает, что раскаяние выступает последней каплей в изменении родительской философии в отношении насилия над ребёнком и способствует принятию внутреннего обета «Я больше никогда не подниму руку на ребёнка». В дальнейшем происходит огромная внутренняя робота взрослого с самим собой. Нахождение и применение иных − ненасильственных способов воспитания и воздействия на ребёнка.
Но, если это происходит неоднократно, по замкнутому кругу − «ударил − раскаялся − попросил прощения (может заменяться не словесными проявлениями: нарочитая нежность, задабривание подарками, разрешение делать то, за что недавно били) − ударил» − есть шанс, вырастить из ребёнка асоциальный элемент, преступника, в отдельных случаях − маньяка. При данной родительской позиции у ребёнка сбиваются социальные ориентиры, он не может понять, чего от него хотят родители: вроде за такие же самые действия и поощряют, и наказывают. Этот путь даже пагубнее того, когда взрослый убеждён в справедливости применённого им физического воздействия по отношению к ребёнку в воспитательных целях и формирует это убеждение у ребёнка.
Карен Прайер, американский психолог описывает четыре «злых волшебника», или отрицательных метода избавления от нежелательного поведения, и четыре «добрых волшебника» − методы, использующие положительное подкрепление.
Метод 1. «Убить зверя». Это, безусловно, подействует, так как вместе с поведением изолируется сам ребёнок. Это не обязательно физическое убийство. Любая изоляция ребёнка − с глаз долой из сердца вон − проявление этого метода.
Метод 2. Наказание. Предпочитаемо всеми, хотя оно почти никогда не приносит действительной пользы, так как по времени всегда следует за нежелательным поведением и лучше всего воспитывает в ребёнке подчинение и страх или агрессию и неповиновение, а не осознание и понимание недопустимости поведения, а иногда и не открывает для ребёнка путей выхода из ситуации.
Метод 3. Отрицательное подкрепление. Любое неприятное для ребёнка поведение взрослого, которое он (ребёнок) может прекратить или избежать, изменив своё собственное поведение. Отличие от наказания заключается в том, что отрицательное подкрепление действует во время нежелательного поведения ребёнка, а не после него, и может быть стимулом к изменению поведения ребёнка в данный момент. Единственный случай, когда отрицательное подкрепление предпочтительнее любого позитивного подхода, это когда мы имеем дело с сознательным и преднамеренным отклонением поведения ребёнка.
Метод 4. Угасание: поведению предоставляется возможность исчезнуть самому по себе. Больше всего применимо к речевому поведению − хныканью, ворчанию, надоеданию с просьбами, угрозам. Если эти типы поведения не приводят ни к какому результату, не выводят родителя из себя, они угасают. Родители часто ненароком подкрепляем поведение ребёнка, которое им хотелось бы угасить. Хныканье у детей является поведением, которое вырабатывается с помощью родителей. Каждый ребенок, который устал, голоден, находится в дискомфорте, может капризничать. Однако словом «нытик» называется ребенок, чьи родители достигли такой высокой степени самоконтроля, что могут вынести чрезвычайно длительное нытье, прежде чем окончательно потеряют терпение и скажут: «Хорошо, я дам тебе это проклятое мороженое; ну, теперь замолчишь?» Мы забываем или не понимаем, что случайное подкрепление − любое подкрепление, хорошее или плохое, − способствует сохранению поведения.
Метод 5. Выработка несовместимого поведения. Обучение ребёнка выполнению другого действия, физически несовместимого с нежелательным поведением. Выработка несовместимого поведения очень полезна, когда дело касается эмоциональных состояний, таких, как печаль, беспокойство, чувство одиночества. Некоторые типы поведения совершенно несовместимы с чувством жалости к себе: танцы, хоровое пение, любая интенсивная двигательная активность.
Метод 6. Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу и в последующем, перестать давать этот сигнал. Какое-либо поведение может быть нежелательным в определённом месте и в определённое время, тогда как при других обстоятельствах, оно может быть объективно полезным и уместным. Даже совсем маленькие дети в состоянии понять это и не переносить игровые формы поведения в реальную жизнь.
Метод 7. «Формирование отсутствия»: подкрепляется все что угодно, кроме нежелательного поведения. Этот прием очень полезен в тех случаях, когда родители хотят, чтоб ребёнок прекратил имеющийся тип поведения. Поддерживать и хвалить за достижения, а не упрекать и ругать за ошибки.
Метод 8. Смена мотивации. Исчезновение мотивации какого-либо поведения зачастую является самым приятным и эффективным методом. Он работает тогда, когда мотив для нежелательного поведения начинает удовлетворяться другими способами или когда мотив для прекращения поведения перекрывает подкрепляющее действие самого поведения. Малыш устроил скандал в супермаркете, мать дергает его за руку, пытаясь заставить замолчать. Дело обычно бывает в том, что малыш хочет есть, а вид и запах такого количества пищи является для него сверхсильным раздражителем. Да и мать сама уставшая и голодна, а поэтому и раздражительна. Решить проблему можно, накормив малыша, перед тем как идти за покупками, да и самой что-то перекусить.
Снижение нормального уровня питания, внимания, общения или чего-либо другого, что ребёнок любит и в чем нуждается, прежде чем начать процесс обучения и исключительно с целью сделать подкрепление более действенным, заставив ребёнка в нем больше нуждаться, − является лишь слабой отговоркой для плохого воспитания.
Так вот с «добрыми волшебниками», к сожалению, многие взрослые не знакомы, а ещё печальнее то, что даже если и знакомы, то не желают строить воспитательный процесс с их учётом. А зачем заморачиваться? Есть же старый испытанный дедовский метод − бить, что б наказать за содеянное. Это ведь проще, чем искоренять нежелательное поведение детей, возникающее в результате родительских же ошибок; не допускать подобного в будущем; искать решение выхода из нежелательных ситуаций в жизни детей гуманными методами, позволяющими детям осознать недопустимость асоциальных действий, пробуждать внутренний самоконтроль ребёнка за собственным поведением.
И как результат − отсутствие преступных действий во взрослом возрасте, отпадание необходимости в увеличении карательных органов и усилении их методов воздействия на виновных.
Некоторые читатели воскликнут − это не реально! При любом социальном устройстве общества существовали законы этого общества и люди, преступающие их. Много веков общество взращивает преступников, а потом изыскивает способы борьбы с ними. Но преступлений от этого не становиться меньше. Если б каждый любящий родитель, прежде чем ударить своего ребёнка, задумался о том, что преступники − родом из детства, и физическое насилие над ребёнком может привести к формированию у любимого дитяти преступных наклонностей: агрессивности, мстительности, лживости, изворотливости, замкнутости, наглости… Этот список можно было бы продолжить. Психологическими характеристиками преступников прошлого и настоящего изобилуют учебники по криминальной психологии. И ещё, психологи приходят к выводу, что все преступники испытали в детстве насилие над собой.
Так бить или не бить ребёнка? Моё мнение − однозначно − не бить? Это мнение не только педагога и психолога, но и матери взрослого сына, выросшего без битья. Возможно ли воспитание без насильственных способов (физических и моральных)? Как наказывать за нежелательное поведение ребёнка? И наказывать ли?
Родителю, собирающемуся применить наказание, стоит подумать: чего он хочет достичь? Изменить нежелательное поведение ребёнка или продемонстрировать ему «кто в доме хозяин» и отыграться на нём за неповиновение или проявление собственного мнения, желаний, отстаивания собственных ценностей? Если единственной целью будет желание того, что б ребёнок ни в чём и никогда не проявлял неповиновения, тогда это не воспитание, а всего лишь борьба за доминантное положение, и это лежит на совести взрослого, потому что он даёт ребёнку яркий пример подчинения силе (физической или моральной, в данном случае не имеет разницы).
Следующий аспект − пока взрослые за проступками детей будут видеть виновно совершенное деяние и за это винить ребёнка, то ответ очевиден − наказание неизбежно. Если же с позиции умных взрослых мы посмотрим на проступки детей не как на их вину, а как на их БЕДУ, произошедшую в результате не знания ими социальных норм и правил или знания, но не выполнения в силу неправильно сформированных нами же взрослыми убеждений, то, понятно, что нужно искать другие способы воздействия на детей, изменившись прежде всего самим. Но, как же сильны в некоторых взрослых корни насилия… Предлагаю познакомиться с мнением отца семейства, заявившего себя на интернетном форуме LiveJournal под ником − bulochnikov − частный предприниматель с Камчатки, который с гордостью пропагандирует свои методы воспитания родных и приёмных детей.
Удивление вызывает то, что в 53 комментариях к тексту у насильственных методов воспитания гораздо больше приверженцев, чем противников. Шокирует то, что взрослые люди кроме насильственных методов воздействия на нежелательное поведение детей (физических и моральных) больше никаких не знают и знать не хотят. И по-старинке выбирают как наиболее эффективные − физические. Лишь в одном могу согласиться с папашей Булочниковым, что моральное насилие (лишение ребёнка родительской любви, общения, внимания и заботы) иногда «бьёт» ребёнка гораздо сильнее и больнее физического и может привести к тем же плачевным результатам, о которых уже писала выше. Физические раны заживут, если не так уж сильно калечить ребёнка физически, а моральные останутся в душе навсегда. Но, почему же не понимают, призывающие к физическим мерам наказания детей взрослые, что сам факт избиения может психически искалечить ребёнка и неприятие морального насилия ни в коей мене не является оправданием возможности физического насилия над ребёнком. Физическое насилие родителей над детьми, продолжающееся различными формами морального насилия педагогов, авторитарным стилем руководства по отношению к подчинённым взрослым, карательными мерами общества к преступникам − это звенья одной цепи − устойчивого положительного принятия в обществе различных форм насилия над личностью. Избавление от этой порочной социально поощряемой закономерности вижу в первую очередь в формировании общественного сознания каждого человека в отношении к собственным детям. Дети не рождаются «хулиганистыми, капризными и скандальными», а становятся такими, какими их воспитают любящие взрослые. То есть, вопрос опять упирается в воспитанность ума и воли родителя. А здесь − кто на что горазд… Часть общества постепенно приходит к пониманию, что метод наказания насилием (физическим или моральным) очень редко оказывается эффективным, его эффект снижается при повторении. Но, ни смотря ни на что, этот метод сегодня ещё имеет широкое применение: в семьях, педагогических коллективах, в государстве в целом. Любить ребёнка это не значит всегда и во всём ему потакать и хвалить.
Нежелательное поведение ребёнка непременно следует корректировать и тут несомненно нужны строгость, требовательность и бескомпромиссность. Родители забывают, что кроме рук, которыми можно отшлёпать, Господь дал им взгляд, голос, мимику, жесты, интонацию, тембр, ритм, позу − язык тела − те инструменты воспитания ребёнка, с помощью которых можно обойтись без физического насилия над ним. Но тут любящих взрослых подстерегает ловушка. Все вышеперечисленные инструменты без уважения и любви к ребёнку так же могут стать средствами насилия над ним, только более тонкого и изощрённого − морального. Скажу больше, все, даже самые гуманные воспитательные воздействия по отношению к ребёнку − разъяснения, убеждения, демонстрация положительных примеров поведения без уважения к личности ребёнка, стремления его понять, безусловного принятия его и любви к нему, превращаются в моральные методы насилия − нудные нотации, заумные вдалбливания, лицемерные морализирования. И другая крайность − игнорирование ребёнка, лишение любви, общения, родительского внимания. Последствия морального насилия действительно иногда страшнее, чем физическое насилие в воспитательных целях.
Гуманным, психолого-педагогически грамотным методам воспитания детей, основанным на родительской любви (требовательной и одновременно доброжелательной), необходимо учиться тем взрослым, которые насилие над ребёнком воспринимают как нечто само собою разумеющееся и обыденное, считающим, что без битья (физического и/или морального) не возможно воспитать настоящего Человека. Вот только остаётся открытым вопрос: где этому учиться? Ведь не предусмотрено в государственной образовательной системе родительских университетов и поэтому, в первую очередь, ребёнок, став взрослым, переносит стереотипное положительное отношение к битью собственных детей из родительской семьи…
Личностно ориентированное образование, которое вот уже пару десятилетий декларируется государственной образовательной системой, на практике пробуксовывает, потому что ставит во главу угла − академические знания детей, а в воспитательном аспекте направлено на устранение последствий неправильного воспитания, а не на формирование общественного мировоззрения по таким «банальным пустякам» как уважение личности человека вне зависимости от его возраста.
Дети не врождённые анархисты и им не нужна безграничная свобода, как думают некоторые взрослые. Наоборот, чтоб ощущать себя комфортно и защищённо, дети нуждаются в тех рамках и границах дозволенного, которые выстраивают для них любящие взрослые. Поэтому они с готовностью подчиняются общественным правилам и законам, и протестуют против необоснованных проявлений насилия по отношению к их личности любящими взрослыми. Вероятно, их незашоренному бытием сознанию открыто больше, чем умам битых взрослых: уважение личности и одновременное насилие над нею − несовместимые понятия.
Литература, повлиявшая на убеждения автора по теме статьи:
1. Азаров, Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М.: Топикал, 1994. – 608 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. – К. : Освіта, 1991. – 110 с.
3. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
4. Кон, И. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. – М. : Педагогика, 1989. – С. 206-220.
5. Кононко Е. Л. Чтобы личность состоялась. – К.: Рад. шк., 1991. – 221 с.
6. Корчак, Я. Як любити дітей / Упорядкував П. В. Вовк, перекл. з польської В. В. Лисиця. – К.: Рад шк., 1976. – 160 с.
7. Лендрет, Г. Л. Игровая терапия : Искусство отношений: Пер. с англ. / Предисл. Я. Варга. – М. : Институт практической психологии, 1998. – 368 с.
8. Макаренко А. С. Собрание сочинений в пяти томах. − М. : Правда, Огонек, 1971. − Серия: «Библиотека отечественной классики».
9. Никитин Б.П. Ступеньки творчества. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
10. Прайор, К. Не рычите на собаку! − М. : Изд-во «СЕЛЕНА +», 1995. − 416 с.
11. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : «Прогресс», 1994. − 478 с.
12. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад. шк., 1988. – 272 с.
13. Толстой, Л. Н. Полн. Собр. Соч. : В 90 т. (Юбилейное изд.) − М., Гослитиздат, 1928-1958.
14. Френе, С. Избранные педагогические сочинения / С. Френе. – М. : Прогресс, 1990. – 304 с.
15. Штейнер, Р. Современная духовная жизнь и воспитание / Р. Штейнер. − М., Парсифаль, 1996. – 208 с.
P.S.: Несомненно, этой литературы гораздо больше. Список можно продолжить именами всемирно известных писателей, философов, педагогов, психологов, родителей, которые осознали и своей жизнедеятельностью отстаивали мнение, что свободную личность можно воспитать только ненасильственными методами, только разумной и одновременно сердечной любовью.
Відомості про автора: Олійник Лія Миколаївна − доцент кафедри психології, педагогіки та менеджменту освіти Миколаївського обласного інституту післядипломної педагогічної освіти, Україна; кандидат педагогічних наук, доцент.
Напечатано: Журнал для родителей. Coolbaby. – 2012. № 8. С. 4-13. Приложение № 18.к журналу Coolbaba/
Напечатано: Журнал для родителей. Coolbaby. – 2012. № 8. С. 4-13. Приложение № 18.к журналу Coolbaba/
Немає коментарів:
Дописати коментар