Возможности образования в развитии у детей качеств и умений, необходимых в 21 веке
Об этих умениях и качествах говорят и пишут давно. Время и прогресс не стоят на месте, у людей появляются практические неограниченные возможности в доступе к информации. Компьютеры выполняют большую часть
ежедневной работы. На своих рабочих местах люди все чаще работают над
заданиями, которые требуют от них гибкости и умения разрешать проблемы с
применением творческого подхода. Дети рождаются и вырастают в окружении информационно-коммуникационных технологий.
Возникает вопрос: как образование с максимальной пользой и минимальным причинением вреда, может развивать в детях качества и умения 21 века и используя при этом ИКТ?
Где-то прочитала такую мысль: "Если хотите привить детям отвращение к компьютерам, введите их в школьные программы".
С 1 сентября 2013 года во всех школах Украины со второго класса вводиться обязательный предмет "Сходинки до інформатики". Как построить процесс обучения в начальной школе и в частности процесс изучения этого предмета, что бы он не превратился в очередную профанацию. Как “поставить на место” технократический экстремизм мечущегося учителя? Как не предать ребёнка и посвятить себя его воображению и творчеству (то есть остаться педагогом)?
Другая проблема: сажать детей на "компьютерную иглу" в таком возрасте не желательно. Пейнтом, вордом, понятием
информация и строением компьютера их заинтересовать не возможно. Да и знать им
этого еще не надо. У них совсем другое представление о назначении компьютера
относительно своих потребностей. Большинство детей
как и много взрослых (вспомните себя) пока не наиграются, полезного ничего
делать не будут. Если загнать детей в стандартную учебу, они будут считать, что
их дурят и будут противиться. Вред от компьютера для глаз, осанки и психики
очень существенный, этим
пренебрегать нельзя, а ограничивать во времени работу за компьютером будет сложно.
Чтобы ученики смогли
добиться успеха в современном обществе, в школе их должны учить не только элементарным
навыкам. Ученики также должны на высоком уровне владеть навыками, в которых
нуждаются успешные специалисты в 21 веке, такими как:
- критическое мышление,
- решение проблемных ситуаций,
- сотрудничество,
- работа с техникой,
- самостоятельная работа;
- эффективное общение.
Так всё ж: какие умения и навыки, необходимые человеку 21 столетия? Так они представлены в программе Intel® «Навчання для майбутнього»:
- Ответственность и адаптивность – личная ответственность и гибкость в различных межличностных, профессиональных и социальных ситуациях, установление высоких стандартов и целей для себя и для других, терпимость к другим точкам зрения.
- Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее.
- Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.
- Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.
- Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами.
- Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
- Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
- Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.
- Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.
Думаю решение вопроса в образовании за методом проектов.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из
носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной,
исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический
климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою
учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды
самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности
исследовательского, поискового, творческого характера.
Немає коментарів:
Дописати коментар