Страницы

середа, 23 січня 2013 р.

Возможности образования в развитии у детей качеств и умений, необходимых в 21 веке

 Возможности образования в развитии у детей качеств и умений, необходимых в 21 веке
Об этих умениях и качествах говорят и пишут давно. Время и  прогресс не стоят на месте, у людей появляются практические неограниченные возможности в доступе к информации. Компьютеры выполняют большую часть ежедневной работы. На своих рабочих местах люди все чаще работают над заданиями, которые требуют от них гибкости и умения разрешать проблемы с применением творческого подхода. Дети рождаются и вырастают в окружении информационно-коммуникационных технологий. 

Возникает вопрос: как образование с максимальной пользой и минимальным причинением вреда, может развивать в детях качества и умения 21 века и используя при этом ИКТ?

Где-то прочитала такую мысль: "Если хотите привить детям отвращение к компьютерам, введите их в школьные программы". 

С 1 сентября 2013 года во всех школах Украины со второго класса вводиться обязательный предмет "Сходинки до інформатики". Как построить процесс обучения в начальной школе и в частности процесс изучения этого предмета, что бы он не превратился в очередную профанацию. Какпоставить на место  технократический экстремизм мечущегося учителя? Как не предать ребёнка и посвятить себя его воображению и творчеству (то есть остаться педагогом)?

Другая проблема: сажать детей на "компьютерную иглу" в таком возрасте не желательно. Пейнтом, вордом, понятием информация и строением компьютера их заинтересовать не возможно. Да и знать им этого еще не надо. У них совсем другое представление о назначении компьютера относительно своих потребностей. Большинство детей как и много взрослых (вспомните себя) пока не наиграются, полезного ничего делать не будут. Если загнать детей в стандартную учебу, они будут считать, что их дурят и будут противиться. Вред от компьютера для глаз, осанки и психики очень существенный, этим пренебрегать нельзя, а ограничивать во времени работу за компьютером будет сложно.

Чтобы ученики смогли добиться успеха в современном обществе, в школе их должны учить не только элементарным навыкам. Ученики также должны на высоком уровне владеть навыками, в которых нуждаются успешные специалисты в 21 веке, такими как:
  • критическое мышление, 
  • решение проблемных ситуаций, 
  • сотрудничество, 
  • работа с техникой, 
  • самостоятельная работа;
  • эффективное общение.

Так всё ж: какие умения и навыки, необходимые человеку 21 столетия? Так они представлены в программе Intel® «Навчання для майбутнього»:



  • Ответственность и адаптивность – личная ответственность и гибкость в различных межличностных, профессиональных и социальных ситуациях, установление высоких стандартов и целей для себя и для других, терпимость к другим точкам зрения.
  • Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее.
  • Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.
  • Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.
  • Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами.
  • Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
  • Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
  • Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.
  • Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.
Думаю решение вопроса в образовании за методом проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. 

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.


Немає коментарів:

Дописати коментар