Творчество в логике
На обучающем семинаре я задала учителям начальных классов, которые будут преподавать в начальной школе предмет "Сходинки до інформатики" вопрос:
Как вы думаете: можно ли обучать младших школьников информатике и в ходе обучения этому предмету развивать у них творчество? Возможно ли творчество в логике? И предложила им нарисовать дом.
Натолкнула меня на идею такого задания публикация на сайте Rabota.ru
Кандидатам на собеседовании в некоторых международных компаниях задают нестандартные сложные вопросы. Применять их на собеседовании первыми начали в Microsoft, теперь их практикуют многие высокотехнологичные компании, в том числе и Google. Сайт Rabota.ru разместил решения этих непростых задач: Как правильно нарисовать дом? Сколько весит слон? Как делают драже M&M’s?
Как вы думаете: можно ли обучать младших школьников информатике и в ходе обучения этому предмету развивать у них творчество? Возможно ли творчество в логике? И предложила им нарисовать дом.
Натолкнула меня на идею такого задания публикация на сайте Rabota.ru
Кандидатам на собеседовании в некоторых международных компаниях задают нестандартные сложные вопросы. Применять их на собеседовании первыми начали в Microsoft, теперь их практикуют многие высокотехнологичные компании, в том числе и Google. Сайт Rabota.ru разместил решения этих непростых задач: Как правильно нарисовать дом? Сколько весит слон? Как делают драже M&M’s?
Вопрос № 1. В теннисном турнире 127 участников. В первом туре 126 игроков составят 63 пары, победители которых выйдут в следующий тур, и еще один игрок выходит во второй тур без игры. В следующем туре — 64 игрока сыграют 32 матча. Сколько всего матчей понадобится, чтобы определить победителя?
Перед вами первая головоломка, которая была задана на собеседовании соискателю. Датируется это событие августом 1957 года и произошло оно в Пало-Альто, штат Калифорния. Сейчас там располагается всемирно известная Кремниевая (Силиконовая) долина — мировой центр IT-индустрии. Полвека назад здесь размещались всего несколько небольших фирм, ютившиеся в гаражах. В одном из таких скромных офисов Уильям Шокли, лауреат Нобелевской премии по физике, создатель биполярного транзистора, проводил собеседование с кандидатом - Джимом Гиббонсом. Будущий «отец» Кремниевой долины задал молодому человеку, недавно окончившему Стэнфордский университет, задачу про теннисный турнир, пытаясь оценить уровень его интеллекта. Гиббсон думал меньше минуты и выдал ответ - 126 матчей. Шокли поразила скорость решения задачи, и соискатель был принят на работу.
Несмотря на то что этой головоломке уже более полувека, некоторые рекрутеры по-прежнему используют ее при интервьюировании IT-специалистов. Дело в том, что человек со стандартным мышлением при решении этой задачи будет складывать количество матчей (64+32+16+8+4+2) и в конечном итоге получит верный ответ. Человек, не привыкший думать шаблонами, даст тот же ответ, но намного быстрее и с другим обоснованием. Так, например, Гиббонс ответил, что в этой ситуации каждый игрок перед тем, как его выбьют из турнира, должен сыграть хотя бы один матч. Значит, чтобы определить победителя, 126 игроков должны проиграть, следовательно, понадобится именно 126 матчей.
Вопрос № 2. Предположим, у вас есть 8 бильярдных шаров. Один из шаров немного тяжелее, чем остальные, но это можно определить только при помощи взвешивания. За какое минимальное количество взвешиваний на весах без гирь вы можете определить более тяжелый шар?
Эта задача, впрочем как и многие другие, зародилась в компании Microsoft. Как правило, ее предлагают решить IT-специалистам с целью проверить интеллектуальные способности и умение логически рассуждать. Человек, не склонный решать загадки, потратит на нее изрядное количество времени и, вероятно, даст неверный ответ. Но эрудит быстро найдет правильное решение.
Необходимо мысленно разделить 8 шаров на три части: в двух будет три шара, а в одной — два. Сначала взвешиваем первые две части. Если одна оказалась тяжелее, то взвешиваем любые два шара из нее: либо на весах окажется тяжелый шар и одна чаша перевесит другую, либо вес этих двух шаров будет одинаковый - значит, тяжелый шар остался невзвешенным. Если же первые две части (в которых по три шара) оказались равны, значит тяжелый шар остался в последней части, состоящей из двух шаров. Взвешиваем их и находим искомое.
Вопрос № 3. Нарисуйте дом!
Казалось бы - проще простого: берем маркер и рисуем. Один прямоугольник — стена, второй внутри него - окно, сверху треугольник - крыша, еще пару штрихов и замечательное жилище готово. Поздравляем — вы провалили задание!
Этот вопрос любил задавать соискателям Джейб Блюменталь, создать электронных таблиц Excel, работавший в Microsoft. По его словам, самый худший вариант выполнения задания - когда кандидат сразу же после его получения подходил к доске и начинал рисовать основу дома — квадрат. Как правило, это означало проваленное собеседование, и на это имелось две причины. Во-первых, дом мог быть каким угодно, но соискатель выбирал самый что ни на есть шаблонный вариант. Компании, которая занимается инновациями, такой сотрудник точно не нужен. А во-вторых, нельзя приступать к проектированию дома, предварительно не уточнив, кто в нем будет проживать, каков бюджет, где этот дом будет стоять и пр. Джоэл Спольски, коллега Блюменталя, видя, как очередной кандидат вносит последние штрихи в свой рисунок «классического» загородного домика, обычно говорил: «Вообще-то, вы позабыли спросить об этом, но это дом для семейства пятнадцатиметровых жирафов».
На собеседовании вас могут попросить нарисовать не только дом, а все что угодно - предметы, людей, растения и т. п. Не забывайте, что конечная цель ваших «художеств» одна - выяснить, способны ли вы ставить перед собой конкретные задачи и постоянно помнить о конечном результате. Поэтому никогда не стесняйтесь в таких случаях задавать эйчарам уточняющие вопросы - они от вас только этого и ждут!
Вопрос № 4. Оцените вес слона без весов.
Еще один вопрос, дающий претенденту возможность свободно поразмыслить и предложить уйму самых изощренных способов решения. Ответов на данный вопрос существует очень много — вы ограничены лишь собственной фантазией и познаниями в области физики, математики, зоологии и прочих наук. Самый простой вариант — найти ответ в интернете, но, как правило, рекрутеры сразу оговариваются, что у вас нет такой возможности, равно как и спросить об этом другого человека. Между тем можно, например, предложить поместить слона в грузовой самолет и совершить полет длиной в сто километров, а затем узнать расход керосина. После этого нужно совершить полет по тому же маршруту, но уже без слона на борту. Зная вес самолета (а рекрутеры и не говорили, что самолет взвешивать нельзя) и его расход топлива в обоих случаях, можно высчитать массу слона.
Также животное можно поставить на пустую баржу и сделать отметку осадки судна. Затем слона нужно убрать, а баржу наполнить предметами, масса которых изначально известна (например, двухлитровыми бутылками с газировкой), ровно до тех пор, пока осадка судна не дойдет до сделанной ранее отметки. Умножив количество предметов на их вес, мы получим массу слона.
Вопрос № 5. Как делают драже M&M’s?
Замечательный пример того, как создаются причудливые вопросы. Менеджеры программ в Microsoft обсуждали вопросы, задаваемые ими на собеседованиях. Вдруг один из них подумал про драже M&M’s и решил, что будет задавать про это вопрос, а если конкретно, то почему у них такая идеально гладкая форма со всех сторон. Коллеги восприняли это как шутку, но спустя какое-то время вопрос стал очень популярен в Microsoft, а затем его стали задавать и в других компаниях. Что примечательно, автор понятия не имел, почему драже такие гладкие, тем не менее этот вопрос он задавал соискателям. Это еще раз подтверждает тот факт, что рекрутерам далеко не всегда важен конечный ответ кандидата - гораздо важнее оценить способность специалиста быстро предлагать множество решений в нестандартных ситуациях.
И все же - как делают M&M’s? Дело в том, что если бы орешек просто обливали сверху шоколадом, а затем покрывали глазурью и ставили на противень «сушиться», то форма драже была бы несимметричной - низ конфеты был бы плоским, а верх круглым. Догадаться, как на самом деле делают эти конфеты, человеку, не знакомому с кондитерским делом, крайне сложно, что позволяет рекрутеру каждый раз получать от соискателей новые интересные ответы. На деле производство драже выглядит следующим образом: отлитые в шоколаде сердцевины будущих конфет помещают в большой барабан, внутри которого работает распылитель с глазурью. Благодаря тому, что конфеты постоянно соударяются друг с другом, а слой наносимой глазури очень тонок, поверхность конфет получается идеально ровной.
Вопрос № 6. Каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?
Данная головоломка - замечательный пример того, как человек может раскрыть свою гениальность с помощью одного несложного вопроса.
В начале ХХ века эту простую задачу предложили решить на экзамене тогда еще студенту Нильсу Бору, впоследствии ставшему лауреатом Нобелевской премии по физике. Предполагалось, что Бор должен был высчитать высоту здания исходя из изменений показаний барометра. Однако молодой гений спустя шесть минут размышлений предоставил экзаменатору более двадцати вариантов решения этой задачи, причем ни в одной из них барометр не использовался по прямому назначению. Например, Нильс Бор предлагал подарить барометр архитектору в обмен на информацию о высоте башни или использовать прибор как обычную линейку. Были и такие варианты, в которых молодой ученый продемонстрировал поистине глубокие познания физики: он предложил взять один атом барометра и положить его на вершину башни, а затем измерить вероятность нахождения электронов данного атома у подножия башни, благодаря чему станет возможным определить ее высоту.
Безусловно, современные специалисты по подбору персонала не надеются на глубокие познания кандидата в области физики и других прикладных наук. Однако задавая этот вопрос соискателям вновь и вновь, они не теряют надежды выявить среди сотен претендентов современного Нильса Бора, который устроился бы на работу именно в их компанию.
Картинку для этой публикации я нашла на сайте Азбука ума. На нем собрано множество идей для совместных игр и занятий с детьми. Авторы сайта разработали материалы для развития познавательных процессов 3-6 летних детей. Но уверена, что учителям начальной школы эта подборка будет очень полезной и интересной в работе со своими учениками.
1 коментар:
Справді підбір завдань на сайті "Азбука ума" мене зацікавив. Потрібно дещо використати. Вже є ідеї.
Дописати коментар