Страницы

середа, 28 серпня 2013 р.

Интернет - территория хамства?

Год назад появилась статья "Интернет - территория хамства".  Екатерины Комаровой в социальной сети ПРОФЕССИОНАЛЫ.РУ от 26 сентября 2012 года и огромное количество подробных комментариев к ней. Вероятно она оставила в моём сознании глубокий след, если захотелось к ней вернуться через год. 

Автор статьи после детального рассмотрения случаев оскорблений и хамства в социальных сетях, приходит к выводу: "К сожалению, исправление нравов и искоренение правового нигилизма — процесс сложный. Но когда-то ведь надо начинать? Вам не нравится то, что пишет user N? Не нравится внешность его жены и высказывания по поводу цен на бензин? Лучше пройдите мимо - это, право, обойдётся вам гораздо дешевле".


Весь этот учебный год в МОИППО работала дистанционная школа и проводился учебный семинар "Ступеньки к информатике" для учителей начальной школы, которые вот уже с 1 сентября этого года будут преподавать информатику ученикам 2 класса в соответствии с Государственным образовательным стандартом. 

На этих мероприятиях, где общались и обучались работающие учителя, много внимания уделялось вопросу формирования информационной культуры взрослых и младших школьников. 

Мы упускаем информационную культуру наших детей, когда оставляем их один на один на интернетных сайтах и в социальных сетях, где за аватарками и никами они демонстрируют своё бескультурье. Очень хочется надеяться и верить, что введение обязательного предмета по информатике в начальной школе хоть как-то исправит ситуацию к лучшему. Учителя, не забывайте о том, что помимо практических навыков владения информационно-коммуникационными технологиями,  детям следует прививать культуру поведения в интернете.

Тогда не будет оснований считать интернет территорией хамства. Для не зарегистрированных на портале Профессионалы. ру читателей, привожу ниже текст статьи полностью.

Большинство завсегдатаев Интернет — блогов и тематических форумов хотя бы раз становились жертвами виртуальной агрессии. Она могла быть вполне невинной («А ты, братец, дурак!») или гораздо более серьёзной, вплоть до прямых угроз. 

Люди переносят в Интернет всю свою злобу и накопившееся раздражение, не задумываясь о правовых последствиях, которые могут порождать их эмоциональные выплески. 

В сообществах Живого Журнала и других крупных блогов постоянно сталкиваются политические интересы, религиозные убеждения, мнения, воззрения и даже — стили жизни, однако, отсутствие культуры ведения споров постоянно приводит обитателей Интернета к выяснению отношений. 

Даже самая банальная и более того — личная тема может стать причиной многосуточной перепалки с участием нескольких десятков блоггеров (к примеру, высказанная молодой девушкой идея «childfree»). Что уж говорить о темах щекотливых — политических или, скажем, связанных с национальным вопросом? Они привлекают к себе полчища интернет — хамов, имеющих про запас море свободного времени, неистощимую злобу на весь мир и парочку «фирменных» обзывалок. 

Большинство участников виртуальных потасовок наивно полагают, что их агрессивное поведение, во-первых, оправдано, а во-вторых, совершенно ненаказуемо. Мол, если я обзову этого урода на улице, то мне наваляют или ещё, чего доброго, заберут. А так — вырубился из сети и пошёл трескать халву. Ещё одним заблуждением интернет — хама является святая вера в «миролюбие» русского человека, и более того — в его «природную» ненависть к сутяжничеству: «Ну, поругались, ну обозвал я его жену — мразью, а мать — проституткой, ну и что? Нормальный мужик не пойдёт же с этим в милицию! Да и вообще, у нас, у русских, принято всю правду говорить в лицо!» 

Кстати, большинство этих «говорящих в лицо» и обещающих «порвать на тряпки», за пределами виртуального пространства ведут себя тихо и настороженно. Этакие милые зайчата, которых в детстве били гопники и наказывал классный руководитель за несданную макулатуру. Тишайший, правильнейший, откосивший от армии, не состоявший и не привлекавшийся, он отягощён массой комплексов и сомнений. Поэтому самый главный в его жизни драйв — это окунуться в виртуальный мир, надеть маску «конкретного пацана» и пойти «резать правду-матку». 

Вам его уже стало жалко? Вы его уже поняли и главное — простили? Тогда всё, что будет сказано дальше — не для Вас, ибо, как и любое явление нашей жизни, интернет — хамство имеет два аспекта — психологический и правовой. 

Летом 2007 года юноша был приговорен читинским мировым судом Центрального района к штрафу в 30 тысяч рублей за оскорбление, содержащееся в Интернете и за незаконное распространение сведений о частной жизни лица без его согласия. 

В 2008 году пензенского студента, оскорбившего своих преподавателей через Интернет, приговорили к исправительным работам на 6 месяцев с удержанием в доход государства 15% заработка. Кроме того, он был обязан выплатить компенсацию за моральный вред каждому потерпевшему. 

Эти два эпизода показывают, что даже в «миролюбиво — правдивой» России можно найти управу на любителей виртуального бесчинства. 

Итак, что же такое «оскорбление» с точки зрения закона? Комментарий к Уголовному Кодексу РФ гласит: «При оскорблении унижение чести и достоинства выражается в отрицательной оценке личности потерпевшего, которая подрывает его престиж в глазах окружающих и наносит ущерб уважению к самому себе». Чтобы оказаться осуждённым по ст. 130 УК правдолюб должен выразить свою неприязнь 

в циничной (а лучше — в неприличной) форме, глубоко противоречащей общепринятым правилам поведения. 

К примеру, если ретивый оппонент обозвал вас «фашистом» только потому, что ему, как всегда, не понравилась ваша позиция по поводу введения в школах Основ Православной культуры,— оскорбление налицо. Потом он может очень долго рассказывать, что «фашистами» он называет всех своих родственников, друзей и знакомых, и они не обижаются. Увы, не поможет. Точно также нанесший оскорбление с применением слов «сука» или «козёл» ничего не выиграет, даже если докажет, что он вырос на скотном дворе, где эти слова — чисто профессиональные термины животноводов. Фраза «да я не то имел в виду» также не проходит. 

Оскорбление — это нанесение обиды, которая может быть выражена как устно, к примеру, в виде ругательств, так и письменно — как в данном случае. 

Вот это очень важно — при оскорблении не имеет значения, соответствует ли действительности отрицательная оценка личности потерпевшего. Например, весьма распространённое явление в Интернете — наглое обсуждение внешности оппонентки. «При таких кривых ногах — такие же кривые мысли», «С такой рожей надо не секретарём работать, а в фильмах ужасов сниматься, причём без грима», «Кому ты нужна с такой страшной фигурой? Только бомжам и гастарбайтерам!» — всё это узнают о себе дамы, общаясь с прямодушными интернет — кавалерами. При судебном разбирательстве эстетствующий критик может привести 1001 доказательство, что подавшая на него «кляузу» гражданка N не вписывается в установленный канон красоты. Если даже он принесёт кучу фотографий известных топ-моделей и потребует сравнить их с низкорослой толстухой — кляузницей, судьи, увы, не проникнутся. 

Точно так же, обозвав обитателя дурдома — дураком или «ночную бабочку» — грязной подстилкой, вы рискуете заплатить крупный штраф, и никто вас не пожалеет… 

Признаки преступления налицо только в тех случаях, когда действия оскорбителя направлены против конкретного человека и нет сомнений в том, что речь идёт именно о нём. В блогах часто встречаются ссылки, типа: «Посмотрите, вот этот придурок (username такой-то) пишет, что Земля — плоская!» В данном случае ссылка ведёт на блог конкретного человека. Если же имеет место фраза «есть же идиоты, которые пишут, что Земля — плоская», тут состава оскорбления нет, ибо лицо не указано конкретно. 

Обстоятельством, отягчающим ответственность, является его публичность, то есть доведение оскорбления до всеобщего сведения. В Интернете, даже при наличии у оскорбителя всего одного читателя, признак публичности налицо, поскольку и в этом случае факты или сведения становятся потенциально доступными неограниченному кругу лиц. 

Теперь — о наказаниях по статье 130 УК. Публичное оскорбление наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года. 

Итак, оскорбление — это преступление, входящие в состав Уголовного Кодекса, а судебная процедура — это не вынесение порицания на заводской планёрке, ибо влечёт за собой судимость, не говоря уж о материальных потерях и потрёпанных нервах. 

Если вы задумали привлечь своего правдолюбивого оппонента к суду, ни в коем случае не опускайтесь до ответных «обзывалок», ибо получится «обоюдное оскорбление». 

Следует нотариально зафиксировать факт размещения информации на сайте и получить от регистратора домена информацию о принадлежности этого домена. 

Большинство блоггеров выступают в Сети под вымышленными именами, а уж испытанные в боях интернет — хамы и вовсе не склонны афишировать свои данные, поэтому установление личности «правдолюба» — отдельная песня. Не пытайтесь это делать сами (кроме тех случаев, когда информация о блоггере находится в открытом доступе). Взломанные Вами почтовые ящики и прочие хакерские штучки не принесут Вам никакой пользы, а только повредят делу. 

Самое неприятное и сложное — это решиться подать заявление в органы милиции. Как бы там ни было, органы МВД обязаны провести мероприятия по выявлению лица, совершившего преступление. Это их проблема, а не Ваша. Нужно быть готовым, что в милиции Вас будут посылать к мировому судье (ибо оскорбление и клевета — дела так называемого «частного обвинения»), а мировой судья откажется принимать заявление, так как не установлено лицо, которое необходимо привлекать. В итоге обязанность дознания лежит на милиции. 

Эту тему можно развивать очень долго, ибо в Сети постоянно совершаются преступления, предусмотренные рядом статей Уголовного Кодекса. Так, постоянно происходит распространение сведений о частной жизни лица без его согласия. Например, берутся фотографии с сайтов «Одноклассники» или «Вконтакте» и размещаются с оскорбительными комментариями. Или вот. Примерно год назад брошенный кавалер выложил в Интернете пикантный видеоматериал, касающийся его бывшей гёрл-френд. Видеоролик «эротического» содержания был просмотрен более 5000 раз! 


Немає коментарів:

Дописати коментар