Страницы

середа, 18 грудня 2013 р.

Какой будет школа будущего?

Школа без учебников, без преподавателей, без классных комнат, без тестов и экзаменов – да что это вообще за школа такая? Такую задумали трое интернетчиков из Стокгольма Дэвид Эриксон, Ларс Лунд и Джонатан Бриггс в 1994 году. Открыть школу решили на острове Стумхолмен в бывшей военной тюрьме. Кажется, это рецепт поражения, но у них быстро получилось. В начале 2000-х школа Hyper Island, где шли эклектичные, но увлекательные короткие программы без всякой теории и с упором на реальные профессиональные задачи, завоевала культовый статус у дизайнеров, маркетологов, журналистов, программистов, да и вообще всех, чья работа завязана на визуальные и цифровые технологии. Потом появилась и корпоративная часть, курсы и мастер-классы для крупных компаний.

Создатель инновационной школы Hyper Island Дэвид Эриксон о том, 
как будет выглядеть образование XXI века


У меня очень яркие воспоминания о школе, и они стали для меня отправной точкой. Я не любил школу, хотя был способным учеником и по окончании получил наивысшие баллы. У меня хорошо выходило играть в эту игру, но я не получал от нее никакого удовольствия. В итоге для меня ввели специальный режим: дважды в неделю я ходил в школу, а трижды – на работу (это было что-то вроде стажировки). Тогда такой порядок предусматривался только для проблемных детей, которые жутко ненавидели школу и у которых были ужасные оценки. Система махнула на них рукой. Я учился по одной схеме с этими ребятами, и хотя моя проблема была скорее противоположной, я чувствовал себя с ними более уютно. 

Да, нас объединял тот факт, что все мы не любили школу. И прежде всего учителей. Еще в подготовительной школе, когда мне было пять лет, у нас был уголок, где мы строили всякие конструкции из деревяшек. И вот мы сидим там, а в комнату внезапно входит воспитательница и хлопает в ладоши: «Дети, пора играть!» Мы с моим другом Фредриком смотрим друг на друга: «Она с ума сошла! А мы чем занимаемся?» 

Неприятный школьный опыт во многом объясняется вот таким беспардонным вмешательством учителей. В первом классе я уже был очень способным учеником, даже талантливым, ведь школа воспитывает определенный тип таланта. И в то время вся наша школьная система была основана на инструктаже, на том, чтобы научить детей думать определенным образом. Но школы уделяли очень мало внимания тому, как мы учимся быть людьми – не повторяя упражнения из учебника, а наблюдая, делая что-то, участвуя в чем-то. Традиционные школы упирают на абстрактные идеи, на теорию, через это они определяют интеллект.

Да, традиционный IQ. И я помню, как пришел в школу и за неделю закончил учебник, который мы должны были пройти к концу года. Учителя придумали выход: дали мне учебник для второго класса, но положили в него закладки. На этой неделе мне позволено читать вот досюда, а на этой вот досюда… Я справлялся с заданием за десять минут и должен был ждать целую неделю, чтобы перевернуть страницу. Бессмыслица. Учителя объяснили: «Как ты думаешь, что почувствуют все остальные, если ты будешь сидеть с ними вместе и решать такие сложные задачки? Им будет неприятно». Школа для меня ассоциируется с требованием, чтобы все делали одно и то же и держали ручку одинаково. За этим стоит представление, что обучение – это изучение какого-то предмета. В те годы никто и не думал о том, что прежде всего нужно научить детей учиться. Это гораздо сложнее, чем изучать предмет. 

И все время учителя повторяли: подожди, перейдешь во второй класс, и все будет лучше. А потом: все станет лучше в средней школе. Потом: надо дождаться, когда поступишь в университет. В университете, разумеется, ничего не изменилось. 

Тогда я и решил, что должен быть другой путь.

Немає коментарів:

Дописати коментар