УДК 373.21 : 373.31
Лия Олейник
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ЕСЛИ РЕФОРМИРОВАТЬ, ТО ЗАЧЕМ?
В статье поднимается вопрос актуальности реформ в дошкольном и начальном образовании в контексте обеспечения непрерывности образования. Очерчивается ряд, требующих определения вопросов, по предшкольному образованию.
Ключевые слова: образовательные реформы, непрерывность образовательной системы, дошкольное образование, начальное образование, предшкольное образование.
Лія Олійник. Дошкільна освіта. Якщо реформувати, то навіщо?
У статті піднімається питання доречності реформування дошкільній та початкової ланок освіти у контексті забезпечення неперервності освіти. Окреслюється ряд невизначенних питань стосовно передшкільної освіти.
Ключові питання: освітні реформи, неперервність освітньої системи, дошкільна освіта, початкова освіта, передшкільна освіта.
Liia Oliinyk. Рre-school education. If you do , then why bother?
The article raises the question of the relevance of the reforms in preschool and primary education in the context of ensuring continuity of education. The latter is a number for identifying issues on „preschool education”.
Keywords: educational reform, the continuity of the education system, pre-school education, primary education, „preschool education”.
Развитие любого общества зависит от того, как оно понимает цели, задание и содержание образования, какие направления развития считает приоритетными. На современном этапе в Украине законодательно определена непрерывная система образования, сориентированная на гуманистические идеи, которые основываются на уважении к личности ребенка, на заботе о его развитии. Поэтому необходимо создать благоприятные условия для личностного становления и творческой самореализации каждого ребенка, формирования его жизненной компетентности. Ведущие психологи и педагоги проблему компетентности считают одной из самых актуальных. В последнее время она входит в современные методики и технологии дошкольного и начального общего образования (И. Д. Бех, Е. Л. Кононко, А. Я Савченко).
Не так давно общественность России и Украины узнала про новый термин «предшкольное образование».
Все сторонники предшкольного образования и в России и в Украине объясняют его необходимость «выравниваним стартовых возможностей будущих школьников» не объясняя при этом, что же имеется ввиду под стартовыми возможностями. Более того, не существует однозначности в трактовке самого термина «предшкольное образование». В Украине его рассматривают: то как создание дополнительных организационных форм получения дошкольного образования для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, то предлагают законодательно сделать промежуточным образовательным звеном в единой государственной образовательной системе, мотивируя это тем, что оно обеспечит непрерывность получения образования между дошкольным и начальным звеном.
При этом, на вопросы, касающиеся практического воплощения идеи о «выравнивании стартовых возможностей», ищут ответы педагоги-дошкольники, учителя начальной школы и родители детей 5-7 летнего возраста. А дети страдают от того, что их образовывают в несоответствующих для этого условиях; люди, не имеющие знаний о физиологических, психологических, воспитательных особенностях детей этого возраста; не умеющие обучать дошкольников играя; вместо этого, пытаясь напичкать головы детей академическими знаниями; и главное, методами и приёмами, превышающими возможности детской психики. Не разумнее было бы взрослым, от которых это зависит, направить финансирование на развитие сети дошкольных учреждений, где уже есть благоприятные условия для получения обязательного дошкольного образования детьми с 5-ти летнего возраста, умеющими это делать специалистами и знающими, что готовность старшего дошкольника к школьной жизни и последующая успешность в начальной школе определяется физиологическими, социальными и психологическими показателями развития ребёнка, степенью воспитанности будущего ученика и умением применить полученные знания и умения в собственной жизни, а не чтением, счётом и письмом.
Давайте попробуем разобраться в и хронологической последовательности возникновения идеи «предшкольного образования» и «выравнивания стартовых возможностей».
То, что россияне услыхали этот термин впервые в 2004 году из уст тогдашнего министра образования А.А. Фурсенко, педагоги-дошкольники Украины узнали из публикаций В.Т. Кудрявцева – (д. псих. н.).
Впервые официально в научном мире Украины проблема «предшкольного образования» была провозглашена на международной конференции «Предшкольное образование: проблемы и перспективы», которая состоялась в 2008 году в Николаевском государственном университете имени В. А. Сухомлинского. Ее организовала и проводила кафедра дошкольного образования.
Предшкольное образование − образование детей старшего дошкольного возраста, не охваченных дошкольными образовательными учреждениями, которое осуществляется в группах длительного или кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях, начальных школах или других образовательных внешкольных заведениях с целью создания условий для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и прослоек населения. Она является составляющей системы общего образования, главным заданием ее выступает подготовка детей к обучению в школе, опираясь на содержательное обеспечение как дошкольной, так и начальной ступеней образования (Т.М. Степанова − д. пед. н.).
Научная инициатива теоретической разработки «предшкольного образования» находит продолжение в сборнике материалов региональной научно-практической конференции, которая состоялась в Кривом Роге в феврале 2011 года. В нем представлены научные и научно-методические статьи, тезисы докладов региональной научно-практической конференции, в которых рассматриваются формы, системы и технологии получения предшкольного образования, проблемы взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи, осуществление социально-педагогического патроната, а также актуальные вопросы преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования. Материалы конференции рассчитаны на преподавателей высших педагогических учебных заведений, руководителей и воспитателей дошкольных обучающих учреждений, студентов, которые учатся по специальности «Дошкольное образование».
В мае 2011 года А. М. Богуш связывает новый термин − «предшкольное образование», который на сегодня отсутствует во всех терминологических и толковых словарях с терминами: «подготовка детей к школе», «школьная зрелость», «пропедевтика школьного обучения» и утверждает, что «именно с этой целью впервые в Украине введено обязательное посещение детьми с 5 лет предшкольных групп», которых, к слову, в Украине не существует. А дальше автор предлагает «в системе непрерывного образования выделить промежуточное образовательное новое звено, а именно − предшкольное образование, если оно уже, по-существу, становится обязательным: «предшкольное образование − это промежуточное звено между дошкольным и начальным образованием, которое ассоциирует специальную (усвоение знаний, умений и навыков) и общую (готовность детей к обучению в школе) подготовку со всеми ее компонентами (мотивационный, волевой, умственный, коммуникативный, речевой, физический), которая происходит на позитивном, эмоциональном фоне взаимоотношений педагога и детей с ориентацией на личностно-деятельностный и коммуникативный подходы, которые должны сохраняться и в первом классе».
Базовая программа развития ребенка дошкольного возраста «Я у Світі» (Я в Мире) определяет основным заданием дошкольного детства формирование жизненной компетентности, которая предусматривает наличие у выпускника дошкольного образовательного учреждения базовых качеств личности: самостоятельность, трудолюбие, человечность, самолюбие, наблюдательность, ответственность, рассудительность, справедливость, самообладание, креативность. Также программа предусматривает разнообразные формы активности ребенка дошкольного возраста: познавательную, речевую, художественно-естетическую, физическую, социально-моральную, творческую, эмоционально-ценностную.
В Украине с 2010 года законодательно признано обязательное дошкольное образование детей с пятилетнего возраста, разработана и рекомендована к применению педагогами и родителями Министерская программа развития ребенка шестого года жизни «Впевнений старт» (Уверенный старт). В статье 8, Закона Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 года, отмечено: «семья обязана способствовать получению ребенком образования в дошкольных и других учебных заведениях или обеспечить дошкольное образование в семье в соответствии с требованиями Базового компонента дошкольного образования.
Ребенок может получить дошкольное образование по желанию родителей или лиц, которые их заменяют:
• в дошкольных образовательных учреждениях, независимо от подчинения, типов и форм собственности;
• в семье (до 5-ти летнего возраста);
• с помощью физических лиц с высокими моральными качествами, которые имеют соответствующее высшее образование, лицензию на право предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования и физическое состояние здоровья которых позволяет исполнять обязанности педагога».
С учетом того, что детские сады сегодня численно переполнены детьми и для того, что бы удовлетворить спрос родителей на получение детьми с пятилетнего возраста дошкольного образования, в Законе Украины «О внесении изменений в законодательные акты по вопросам общего среднего и дошкольного образования относительно организации учебно-воспитательного процесса» от от 06.07.2010 года определены организационные формы получения дошкольного образования детьми шестого года жизни:
• дошкольные учебные заведения семейного типа;
• группы кратковременного пребывания;
• группы при общеобразовательных учебных заведениях;
• охват социальнопедагогическим патронатом;
• центры развития ребенка.
Внесение изменений в законодательство Украины об обязательности дошкольного образования с 5-ти летнего возраста предусматривает:
• создание равных стартовых условий для детей 5-летнего возраста для будущего обучения в школе;
• формирование культуры поведения, моральных чувств детей дошкольного возраста, используя для этого разные виды деятельности.
Министерская программа развития ребенка шестого года жизни «Впевненний старт» (Уверенный старт) − была принята резолюцией І съезда работников дошкольного образования Украины, который состоялся 5 ноября 2010 года. Следует отметить, присутствуя лично на этом мероприятии, где председательствовал министр образования Д. В. Табачник, автору статьи не пришлось услышать термин «предшкольное образование». Он не был произнесен ни разу ни кем из участников съезда. И только в мае 2011 года А. М. Богуш сообщила, что программа «Впевнений старт» была написана специально для предшкольного образования.
В конце мая − начале июня этого года автору статьи довелось быть участником научно-практической конференции «Региональные стратегии развития субъектов предшкольного образования в системе последипломного образования», проходившей в Николаевском областном институте последипломного педагогического образования, который выступил соорганизатором Второго Международного педагогического конгресса «Теоретико-методические принципы предшкольного образования в современном образовательном пространстве», проходящего в Николаевском национальном университете имени В. А. Сухомлинского. Все то же умалчивание на пленарном заседании термина «предшкольное образование».
И если бы дело было только в термине. Современные исследования утверждают, что психика маленького ребенка пластична. Что он легко обучается, что может усвоить гораздо больше, чем считалось ранее. Это открывает широкие перспективы для существенного обогащения познавательного содержания образовательных программ, и, как следствие, измение возраста начала школьного обучения. Однако, возможности ребенка не беспредельны, и образование должно быть ограничено возрастными психофизиологическими факторами. Прежде всего, нельзя забывать о том, что ребенок интенсивно растет: развивается его мозг, оформляется нервная система, их функциональные особенности еще не сложились. Поэтому, законодательно вводя новые интенсивные программы, новые правила жизни маленьких сограждан, необходимо учитывать не только то, чего они способны достичь, а чего им это будет стоить.
Так возможно ли обеспечить непрерывность образования между дошкольным и начальным звеньями без включения промежуточного предшкольного образования в образовательную систему? И при этом качественно подготовить дошкольника к школьной жизни?
Дошкольное образование − первое звено в системе непрерывного образования в Украине, целостный процесс, направленный на обеспечение разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, наклонностями, способностями; индивидуальными, психическими и физическими особенностями, культурными потребностями; направлено на формирование у ребенка дошкольного возраста моральных норм, приобретения им жизненного социального опыта.
Начальное образование − это образовательная ступень, которая, сохраняя связь с дошкольным образованием, обеспечивает базис общеобразовательной подготовки учеников, дальнейшее становление личности ребенка, его психологическое, социальное, физическое развитие, воспитание гражданина Украины; это неотъемлемая составляющая общего среднего образования, основными заданиями которой является: овладение учениками основами научных знаний, которые станут базой для дальнейшего изучения отдельных предметов (образовательных отраслей), воспитания национального самосознания, формирования творческой личности.
Непрерывность дошкольной и начальной ступеней образования могут обеспечить три процесса (А. М. Богуш − д. пед. н.):
Преемственность − предусматривает опору на знания, умения, творческие качества и способности, которые ребенок получил в дошкольном учреждении.
Перспективность − осведомленность педагогов дошкольного образовательного звена с программами и технологиями обучения и воспитания учеников начальной школы.
Последовательность − наследование школой деятельностного и коммуникативного аспектов жизни ребенка на его дошкольном этапе.
Деятельностный аспект предусматривает сохранение уникальной ведущей деятельности дошкольного возраста − игровой – которая является основной до семи лет, с постепенным ее усложнением и литическим (бескризисным) переходом к новой, более сложной учебной деятельности, которая требует от ребенка произвольности всех психических процессов.
Коммуникативный аспект предусматривает сохранение на первых этапах обучения личностно-интимного общения учителя с учениками, это спокойно-доверительное, гуманное отношение к ребенку, который только что вошел в новый коллектив, занял новую социальную позицию, которая называется «ученик», «школьник».
Цель обеспечения преемственности образования между дошкольным и начальным звеньями образования − безболезненная адаптация выпускника дошкольного учреждения к школе первой ступени; то есть должно состояться приспособление ребенка к общеобразовательному учреждению, в котором ведущим типом деятельности является учебная.
Нормативная база обеспечения непрерывности двух первых образовательных ступеней в Украине определена следующими государственными документами:
БКДО - Базовый компонент дошкольного образования определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, объем нагрузки, требования к уровню развития, воспитанности и обученности ребенка семи (шести) лет, а также условия, при которых они могут быть достигнуты (Е. Л. Кононко − д. псих. н.; А.М. Богуш − д. пед. н.)
ГСНО - Государственный стандарт начального общего образования определяет содержание начального общего образования, которое основывается на общечеловеческих ценностях и принципах научности, поликультурности, светского характера образования, системности, интегративности, единства обучения и воспитания на принципах гуманизма, демократии, гражданского сознания, взаимоуважения между нациями и народами в интересах человека, семьи, общества, государства (А. Я. Савченко - д. пед. н.).
То есть содержание дошкольного образования в Украине определяется Базовым компонентом дошкольного образования (2012) и Базовой программой развития ребенка дошкольного возраста «Я у Світі»(Я в Мире) (2009).
Выводы. Терминологическая неопределенность и отсутствие механизмов предложенного «предшкольного образования» кроме организационных форм его осуществления, вызывают у родителей детей шестого года жизни и педагогов детских садов и начальной школы ряд вопросов:
• Почему с целью обеспечения непрерывности образования следует специально готовить учителей «предшкольного образования», когда эффективнее с этой целью повышать квалификацию воспитателей ДОУ и учителей начальной школы?
• Чем будет отличаться образование детей 5-7 летнего возраста по замыслу сторонников «предшкольного образования» от дошкольного образования ребенка шестого года жизни, и начального образования ученика 1 класса общеобразовательной школы?
• Кто будет осуществлять «предшкольное образование» пока высшая школа подготовит специалистов?
• В каких образовательных учреждениях дети будут получать «предшкольное образование»?
• Будут ли какие-то документы, подтверждающие, что ребенок это образование получил?
• Как будет оцениваться качество этого образования?
Радужные надежды, возлагаемые на предшкольное образование его сторонниками, на практике оборачиваются недоумением педагогов, растерянностью родителей и мучениями детей. Размышляя над проблемой времени начала школьного обучения, надо сместить акценты с вопросов возраста ребенка на вопросы его индивидуальных возможностей и особенностей реализации педагогами-специалистами образовательных задач. А предшкольное образование можно рассматривать как попытки через внешние действия решить социальную проблему общества.
Література:
1. Богуш А. М. Передшкільна освіта: реалії сьогодення // газета освітян Херсонщини «Джерела» http://dgerela.at.ua/news/peredshkilna_osvita_realiji_sogodennja/2011-05-30-99
2. Кудрявцев В.Т. Что такое предшкольное образование. http://www.tovievich.ru/book/18/157/3.htm
3. Степанова Т. М. Сутність феномена «передшкільна освіта» в сучасній дошкільній педагогіці // Вісник Черкаського університету. Науковий журнал. − 2008. Випуск 142. Серія педагогічні науки. − С. 124-129. http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Vchu/N142/N142p124-129.pdf
4. Обовʼязкова передшкільна освіта як важлива умова у забезпеченні наступності: матеріали регіональної науково-практичної конференції, м. Кривий Ріг, 10 лютого 2011. − Кривий Ріг: КДПУ, 2011. − 176 с.
5. Жебровський Б. Сім мостів освіти України на переправі в майбутнє http://www.guon.kiev.ua/?q=node/2161
6. Гуманізація навчально-виховного процесу: Збірник наукових праць (спецвипуск): Матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції “Реалізація принципу наступності дошкільної та початкової ланок у контексті суб’єктної парадигми освіти” – 17–18 травня 2007 року. /За заг.ред. проф. В. І. Сипченка. – Слов’янськ: Видавничий центр СДПУ, 2007. – 415 с.
7. Олейник Л. Дошкольное образование: это нужно знать родителям. http://sekretiki7ya.ru/doshkolnoe-obrazovanie-eto-nuzhno-znat-roditelyam/
Сведения об авторе: Олейник Лия Николаевна – доцент кафедры психологии, педагогики и менеджмента образования Николаевского обласного института последипломного педагогического образования, к. пед. н., доцент.
Опубликовано: Специальное и интегрированное образование: организация, содержание, технологии. Материалы ІІ Международного научно-методического семинара. – Волгоград, 30-31 октября, 2012 года / сост. Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова, М. А. Дворецкая. – Волгоград: Учитель, 2012. – С. 162-169.
У меня в "Гостевой книге" на сайте http://ukrdeti.com был такой вопрос:
ВідповістиВидалитиШановна Катерино Леонідівно! Отримала сьогодні Інструктивно-методичний лист Про організацію навчально-виховного процесу в 2013-2014 навч. році. Уважно прочитала. Так, програми «Я у Світі» вже немає. Але є 4, про які сказано: за педагогічним колективом зберігається право вибору. Можна Ваш коментар? Спасибі.
Мой комментарий: Моя думка не збігається з листами МОН України. Передусім є 2 програми, які сьогодні відповідають положенням Базового компонента за своєю комплексністю та філософією Дитинства. Це програми - ДИТИНА В ДОШКІЛЬНІ РОКИ та ДИТИНА. І це необхідно визнати. Програма УКРАЇНСЬКЕ ДОШКІЛЛЯ за змістом є регіональною, а не комплексною освітньою. Програма ВПЕВНЕНИЙ СТАРТ - це програма для дітей, які до 5 років не відвідували ДНЗ. Якщо не визнати цей факт, МОН України заперечує існування зазначених мною програм, тому що в них є і 6, і 7 рік життя. А це нонсенс! Програми грифовані, отже, за ними можна працювати і з дітьми старшого дошкільного віку! І не переходити з програми на програму! Такого не повинно бути. Моя думка достатньо обґрунтована, тому що логічно - працювати за тією програмою, яку обере колектив.
Додам до думок Л.ОЛійник. Згодна на всі 100% із викладеними аргументами. Не можна робити підміну понять. Треба зупинитися і подивитися навкруги. А чи не побігли ми навпростець? Може спочатку розберемося з дошкільною освітою та вимогами до її якості?