Метод проектов в образовании
Вот и подошло к концу мое обучение. Все задания выполнены. Но осталось много вопросов, ответы на которые буду продолжать искать самостоятельно.
Репост статьи А.В. Колесова сделаю для детального дальнейшего изучения. Не сомневаюсь, что эта информация будет нужна мне так же как и педагогам, практикующим метод проектов.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920 е годы американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 году русский педагог С. Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Проектный метод обучения активно развивался в советской педагогике в 1920 е годы. Однако в 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено. В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.
Включение учащихся в проектную деятельность решает ряд педагогичес ких задач, которые очень трудно, а подчас и невозможно решать в рамках классно урочной системы. Это задачи индивидуализации образовательного процесса, становления субъектной по зиции ребенка в этом процессе, формирования ряда значимых компетент ностей. Работая в проекте, ребенок прежде всего получает опыт поиска, выбора, рефлексии. Он учится прогно зировать результат и планировать свои действия по его получению. Затем - опыт ответственного действия и полу чения продукта труда. Наконец, опыт предъявления продукта труда и себя, своих действий, интересов, ответственности через этот продукт. Согласитесь, что позитивный опыт такого плана, а при целенаправленных педа гогических усилиях и соответствующие умения являются не менее значимыми в современном мире, чем те предметные знания, умения и навыки, с которыми молодой человек покидает стены школы. Кроме того, запросом, нормой подростка является развитие инициативы.
Как показывает практика, условием, позитивно влияющим на развитие ученической инициативы, является та кой учебно воспитательный процесс, в котором участие в проектной деятельности и презентация результатов проекта являются нормой, а не инициативой отдельных, наиболее активных учащихся. Но при негативно критическом отношении к детской инициативе ребенок приобретает отрицательный опыт проявления своей активности, следовательно, в дальнейшем будет склонен избегать ситуаций, требующих от него проявления собственной инициативы. Также, на разных этапах работы дети получают необходимую помощь, а при презентации результатов - позитивный анализ представленных продуктов (что, конечно, не исключает конструктивной критики).
В традиционном образовательном процессе практически все, что делает ученик, оценивается внешним экспертом - учителем. Но для формирования ответственности необходимо выделение пространств, в которых работа ученика неподконтрольна. Дело в том, что планируя представить для оценки итоговый продукт, ученик, не отчитываясь, может самостоятельно планировать и выполнять эту работу. Мерой его ответственности становится не учитель, а тот продукт, который он создает. При должной мотивации сама ситуация де лает учащегося ответственным, а не ожидаемая оценка взрослого. Но формирование ответственности невозможно без специально организованной системы оценивания.
Почему неприемлема традиционная система? Дело в том, что четырехуровневая (2 3 4 5) оценка применима там, где есть эталон исполнения. Если речь идет о ситуации разрешения проблемы, принятии решения о действии и т.д., эталон исполнения отсутствует. Следовательно, необходимо вводить новые критерии оценивания. Например, в творческой работе подростка выделять три оцениваемые части, требующие от дельного оценивания: содержание работы (текст), выступление (презентация), динамика проектно исследовательских умений ученика в ходе выполнения работы. Внутри каждой части оценивать полученные в работе предметные знания, новизну, качество.
Мы попытались выделить те универсальные умения, которые при правильно построенной проектной деятельности могут быть сформированы у участников: умение формулировать замысел своего действия, прогнозировать, а затем и определять условия и последствия реализации этого замысла; умение оценивать результаты своей работы; умение вставать на точку зрения другого человека и смотреть на свою точку зрения его глазами; способность действовать с позиции различных учебных предметов.
Как и где можно научиться этому, приобрести эти умения? Безусловно, в ходе самой проектной деятельности, а также на специальных тренингах. Но ведь большую часть своего времени школьник тратит на уроках и на выполнение домашних заданий по ним. Одна ко возможно также использовать уроки по разным предметам для формирова ния умений, на которые ученик сможет опереться при осуществлении проект ной работы. Урок по любому предмету можно переориентировать на формирование существенной части этих умений.
А.В. Колесов Использование проектных технологий в современном образовании С. 21 - 23.
не плохой рассказ, но требует огромных усилий, и выполненияочень обьемной работы
ВідповістиВидалити