Страницы

четвер, 13 лютого 2014 р.

Данные экспериментального обучения шестилеток - 1990 год

Подборку из материалов 
Сборника  тезисов IV Всесоюзной конференции
 “Физиология развития человека”, 1990 год
  подготовил Андрей РУСАКОВ

Четырнадцать лет назад при первой попытке уменьшить возраст первоклассников врачи собрали материал, показавший опасность такого эксперимента. Но теперь об этом удобнее не вспоминать...

В сборнике представлены тезисы огромного количества докладов. Ни в одном из них не отражено никаких положительных эффектов школьного обучения с шести лет. Слабым утешением может служить лишь то, что некоторые исследования выявили и ряд факторов, позволивших несколько уменьшить отрицательные последствия школы для шестилеток. Среди них определены высокая двигательная активность, частая смена родов занятий, отсутствие жесткой регламентации. Собственно, это те самые условия, которые естественным образом складываются в детских садах.


Но каковы бы ни были сегодняшние усилия чуть притормозить очередную катастрофу, массовый приток шестилеток в школу в сентябре все равно произойдет. И директорам школ важно понимать всю значимость этого факта. Если они и не станут поднимать голос в защиту тех детских садов, откуда к ним издавна приходили первоклашки, то уж минимальные действия предпринять необходимо. Хотя бы срочно отправить своих учителей в детские сады не для того, чтобы они там учили, а чтобы учились сами, чтобы были способны максимально приблизить характер своей работы с захваченным “старшим дошкольным возрастом” к нормальным дошкольному типу занятий и отношений.

Администрация любой школы должна понимать, что в наших условиях для сохранения физического и психического здоровья шестилеток должно прилагать огромные специальные усилия.

Десять лет назад завершился эксперимент с шестилетками в школе. За этим экспериментом следили тысячи психологов и физиологов в большинстве крупных городов. Их исследования дали определенные результаты. Результаты оценили, маленький педагогический Чернобыль прикрыли, тихо спустили дело на тормозах, а идею привода шестилеток в школу без особых объяснений закопали… на десять лет. Через десять лет идея воскресла с замечательной бойкостью и без нужды в каких бы то ни было обоснованиях. Если в восьмидесятых для шестилеток еще оговаривались особые условия (включая даже серьезные требования к помещениям для них), если к работе учителей подключались службы медицинского и психологического наблюдения, то теперь шестилеток будут загребать конвейером, на общих основаниях. Значит, с результатами исследований десятилетней давности все-таки надо знакомиться. Мы предложим вам несколько цитат из сборника тезисов, выпущенного в 1990 году НИИ физиологии детей и подростков по результатам IV Всесоюзной конференции “Физиология развития человека”. Значительная часть докладов, представленных в сборнике “Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков”, связана с шестилетками. В этих докладах, разумеется, не отражены еще неизвестные тогда долгосрочные последствия эксперимента (а по этому поводу у врачей немало печальных наблюдений) ни собственно педагогическая сторона дела. Зато логика медицинской статистики режет глаз отсутствием привычных для педагогического слуха сослагательных наклонений. Педагогические доводы всегда успешно задвигаются начальственным “есть мнение…”. Медицинское же скромное и четкое “установлено, что…” начальственным мнением перевесить, конечно, можно, а вот перечеркнуть вряд ли.

…Обследовано в течение трех лет методом степ-теста состояние сердечно-сосудистой системы у учащихся трех классов, начавших обучение в школе с шести лет... Дополнительным контролем на первом году обучения была подготовительная группа детского сада, со второго года – дети, начавшие обучение в школе с семи лет. К началу обучения в школе величины изучаемых показателей сердечно-сосудистой системы соответствовали возрастной норме и существенно не отличались в разных группах детей. Однако физическая нагрузка у школьников-шестилеток давала в два раза больше неблагоприятных типов кривых минутного объема крови, чем у детей, посещающих детский сад.

З.Пономаренко, Л.Бачериков 
Педагогический институт, Челябинск

…Установлено, что функциональные возможности организма школьников, начавших обучение в школе с шести лет, по ряду показателей ниже, чем у школьников, начавших обучение с семи лет. Общая мощность работы, концентрация мышечных усилий при всех нагрузках, выносливость и работоспособность при нагрузках большой и умеренной интенсивности у них достоверно меньше.

Л.Букреева 
НИИ физиологии детей и подростков, Москва

…Результаты исследований показали, что функциональная подвижность центральной нервной системы, выявляемая теппинг-тестом, у шестилетних детей ниже, чем у детей семилетнего возраста – максимальный темп движения руки ниже в 2–3 раза, чем у семилеток, а время удержания максимального темпа тоже в 2 раза меньше; физическая работоспособность детей шестилетнего возраста относительно низка, что характеризует быструю утомляемость центральной нервной системы; выявлено значительное повышение частоты сердечных сокращений в период восстановления, особенно после повторной нагрузки. 20% детей отказались от выполнения повторной нагрузки вследствие значительного утомления.

А.Белинова 
Педагогический институт, Одесса

…Анализ полученных данных показал, что работоспособность шестилетних детей в детском саду выше, чем в школе. Падение скорости, значительное уменьшение точности выполнения работы от вторника к пятнице и увеличение периода зрительно-моторной реакции более выражены у шестилеток в школе.

Г.Арабян 
НИИ педагогических наук, Тбилиси

…В естественных условиях развития детей дошкольного возраста разнообразные формы игровой активности являются фактором развития творческих способностей. Переступая порог школы, в связи со сложившейся организацией системы обучения в ней дети утрачивают возможности дальнейшего развития творческих способностей…

И.Аршавский 
Институт биологической физики, Пущино

…Результаты отдельных детей в различных тестах указывают прежде всего на низкий уровень общей выносливости. Телеметрическая пульсовая оценка нагрузок показала, что 77% упражнений программного материала выполняется шестилетками при пульсе ниже порогового и не способствует развитию выносливости. Только широкое включение во все формы физического воспитания равномерного бега с оптимальной скоростью позволило обеспечить тренирующую направленность обучения…

Б.Гуянди, С.Иваськив, И.Шуст, К.Багнюк, Е.Черетянко 
Педагогический институт, Тернополь

…Для оценки школьной зрелости детей дошкольного возраста и первого года обучения нами использовались две группы критериев: медико-биологические и психолого-педагогические. К шести годам 52,6% мальчиков и 34,2% девочек старших групп детсадов (по состоянию психофизиологического развития) не достигают достаточного уровня в становлении школьно-необходимых функций. К незрелым детям этой возрастной категории, число которых соответствует почти 38%, надо еще добавить более половины шестилетних, классифицируемых как среднезрелые. Наряду с низкими показателями уровня психосоциального развития, школьной зрелости и умственной работоспособности у детей данной группы наблюдается слабая физическая подготовленность. К семи годам количество школьно-зрелых детей в детских садах увеличивается в среднем до 80%. Однако в первом классе подтверждают полную зрелость только 64% из них! Среди бывших “нулевиков” этот процент еще ниже.

В.Суворов, Е.Воробьева, С.Клишина 
Педагогический институт, Владимир

…Установлена зависимость влияния комплекса факторов, обусловливающих степень выраженности адаптационных процессов 6-летних детей к обучению. На основе комплекса показателей риска неблагоприятного течения адаптации 34,2% детей отнесены к группе А (риск максимальный) и 65,8% – к группе Б (риск минимальный). С помощью шагового дискриминантного анализа на ЭВМ СМ-1600 выделены показатели прогноза, характеризующие адаптационные процессы детей. Среди них: развитие утомляемости к концу учебного дня, недели и года, низкая годовая успеваемость, снижение способностей и любознательности, слабая выраженность желания идти в школу, минимальный прирост уровня комбинированного мышления, но высокие показатели интереса к игровой деятельности – степени “взросления” детей.

На основе математического прогнозирования установлены дополнительные факторы риска неблагоприятного течения адаптации шестилеток к новым условиям обучения и воспитания.

А.Шпаков, С.Сивакова 
Медицинский институт, Гродно

…Даже во втором классе в конце первого полугодия и во второй половине второго полугодия умственная работоспособность шестилеток ухудшается, что свидетельствует о выраженном утомлении детей. Половые различия в уровне умственной работоспособности шестилеток на втором году обучения сохраняются и особенно выражены по качественным показателям: девочки допускают значительно меньше ошибок, у них более высокая продуктивность, чем у мальчиков.

Т.Риб 
Педагогический институт, Усть-Каменогорск

…Семилетние дети были разделены на две группы: в первую входили дети, поступившие в первый класс с семи лет, во вторую – с шести лет. Оценку физического состояния детей давали по комплексу сомато- и физиометрических показателей и по характеру реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку. Установлено, что дети, начавшие обучение с шестилетнего возраста, по ряду показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем уступают своим сверстникам, поступившим в школу в семь лет.

Э.Комарчик, Э.Новожилова, И.Воронова 
Коми педагогический институт, Сыктывкар

…Установлено, что физическое развитие детей, начавших обучение с шести лет, в течение первых двух лет обучения несколько выше, чем у детей, пришедших в школу с семи лет. Однако у шестилеток к четвертому классу возрастает количество детей с дисгармоничным физическим развитием. У шестилеток на первом году обучения происходят изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы, характерные для утомления: повышение артериального давления и снижение частоты сердечных сокращений. Изучение динамики умственной работоспособности показало, что к началу второго года обучения все ее показатели у шестилеток выше, однако к концу года семилетки опережают шестилеток в умственной работоспособности. Обучение с шести лет не имеет существенных преимуществ, а в некоторых случаях даже наносит ущерб физическому развитию и здоровью.

И.Сахарова, Н.Развожаева, Г.Атрощенко 
Педагогический институт, Пенза



Немає коментарів:

Дописати коментар