Обратила внимание на то, что в 10 версии курса много внимания уделяется оцениванию, причём формирующему оцениванию.
Мне знакомы понятны и близки идеи личностно-ориентированного образования и в частности подходы к оцениванию учащихся. Лозунг «От оценивания обучения к оцениванию для обучения» поддерживаю.
Что б было понятно не только мне, а всем, читающим эту публикацию, приведу ключевые характеристики формирующего оценивания:
- Встроено в процесс преподавания и учения.
- Предполагает обсуждение учебных целей с учениками.
- Нацелено на то, чтобы помочь ученикам осознавать учебные стандарты.
- Вовлекает учеников в самооценивание или партнёрское оценивание.
- Обеспечивает обратную связь: помогает ученикам наметить следующие шаги в учении.
- Укрепляет уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений.
- Вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.
Всё хорошо, правильно, замечательно. Но, только до той поры как я попала на сайте оценивания в библиотеку контента Intel и насмотрелась на эти страшные шаблоны оценивания, написанные якобы "языком понятным для учеников начальных классов", как было заявлено в аннотации.
У меня создалось впечатление, что тот, кто изобрел эти "шедевры", 6-10 летних детей в глаза не видел. Почему-то стало грустно. И вспомнилась поговорка: "Заставь дурня молиться он и лоб расшибет". Вот так любую хорошую идею можно низвести до уровня абсурда.
Вопрос: Как же сделать оценивание формирующим?
Формирующее оценивание - это индивидуальная образовательная траектория для каждого учащегося.
Учащиеся вовлекаются в процесс понимания, что будет оцениваться и по каким критериям; имеет возможность пересдать, досдать; каждый ученик работает со своими пробелами (а не общими), отсутствует ситуация, что ученик не знает, за что снижена оценка, отсутствует ситуация получения разных оценок за одинаковую работу.
Учителю – трудно, ученику – понятны требования, нет страха перед оценкой; учителю – уверенность, что эффект будет.
Можно было бы повысить эффективность обучения, если бы работать не классом, а малыми группами .
Большие затраты времени и труда для учителя, сложности в выработке прозрачных критериев, дети не умеют брать на себя ответственность за учёбу (их придется приучать).
Если учителя хотят сделать учеников своими союзниками в обучении, если хотят научить детей учиться, если хотят сделать обучение осмысленным для учащихся – то должны изменить не только процесс обучения, но и систему оценивания:
- Пусть ученик строит траекторию собственного продвижения.
- Пусть ученик оценивает достижение результата.
- Пусть ученик совместно с учителем вырабатывает критерии оценки достижений.
- Оценка учителя не должна нести карательную функцию.
- Учитель должен оценивать, для того чтоб улучшать результаты, но не для того, чтоб «поймать» на незнании.
Мы должны понимать и помнить три аспекта формирующего оценивания: оценка обучения; оценка для обучения; оценка как обучение. Учителю непросто перестроиться. Ученикам непросто научиться быть ответственными за себя. Но мир меняется – и мы должны успевать.
Поэтому будем учиться и осилит дорогу идущий.
И в заключение несколько ссылок на полезные для лучшего понимания темы ресурсы:
Формуюче оцінювання (презентація)
Формуюче оцінювання (презентація)
Цікаво. Але важко запровадити на практиці. Мабуть кожному педагогу є чому повчитись.
ВідповістиВидалитиТетяна, подивимося вебінар 3 квітня. Що нам там розкажуть про формуюче оцінювання. Обіцяють, що учасники отримають методичні поради та рекомендації щодо формування в учнів навичок 21 століття та дізнаються про особливості і переваги формуючого оцінювання над традиційним.
ВидалитиЦіково.Тільки важко застосувати на практиці. Але мабудь кожному педагогу потрібно вдосконалюватися.
ВідповістиВидалити