Страницы

понеділок, 28 січня 2013 р.

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание

Обратила внимание на то, что в 10 версии курса много внимания уделяется оцениванию, причём формирующему оцениванию.

Мне знакомы понятны и близки идеи личностно-ориентированного образования и в частности подходы к оцениванию учащихся. Лозунг «От оценивания обучения к оцениванию для обучения» поддерживаю.

Что б было понятно не только мне, а всем, читающим эту публикацию, приведу ключевые характеристики формирующего оценивания:

  • Встроено в процесс преподавания и учения.
  • Предполагает обсуждение  учебных целей с учениками.
  • Нацелено на то, чтобы помочь ученикам осознавать  учебные стандарты.
  • Вовлекает учеников в самооценивание или партнёрское оценивание.
  • Обеспечивает обратную связь: помогает ученикам  наметить следующие шаги в учении.
  • Укрепляет уверенность в том, что  каждый ученик может добиться улучшений.
  • Вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.
Всё хорошо, правильно, замечательно. Но, только до той поры как я попала на сайте оценивания в библиотеку контента Intel и насмотрелась на эти страшные шаблоны оценивания, написанные якобы "языком понятным для учеников начальных классов", как было заявлено в аннотации.

У меня создалось впечатление, что тот, кто изобрел эти "шедевры", 6-10 летних детей в глаза не видел. Почему-то стало грустно. И вспомнилась поговорка: "Заставь дурня молиться он и лоб расшибет". Вот так любую хорошую идею можно низвести до уровня абсурда.

Вопрос: Как же сделать оценивание формирующим?

Формирующее оценивание - это индивидуальная образовательная траектория для каждого учащегося.

Учащиеся вовлекаются  в процесс понимания, что будет оцениваться и по каким критериям; имеет возможность пересдать, досдать; каждый ученик работает со своими пробелами (а не общими), отсутствует ситуация, что ученик не знает, за что снижена оценка, отсутствует ситуация получения разных оценок за одинаковую работу.

Учителю – трудно, ученику – понятны требования, нет страха перед оценкой;  учителю – уверенность, что эффект будет.

Можно было бы повысить эффективность обучения, если бы работать не классом, а малыми группами .

Большие затраты времени и труда для учителя, сложности в выработке прозрачных критериев, дети не умеют брать на себя ответственность за учёбу (их придется приучать).

Если учителя хотят сделать учеников своими союзниками в обучении, если хотят научить детей учиться, если хотят сделать обучение осмысленным для учащихся – то должны изменить не только процесс обучения, но и систему оценивания:
  • Пусть ученик строит траекторию собственного продвижения. 
  • Пусть ученик оценивает достижение результата. 
  • Пусть ученик совместно с учителем вырабатывает критерии оценки достижений. 
  • Оценка учителя не должна нести карательную функцию. 
  • Учитель должен оценивать, для того чтоб улучшать результаты, но не для того, чтоб «поймать» на незнании. 

Мы должны понимать и помнить три аспекта формирующего оценивания: оценка обучения; оценка для обучения; оценка как обучение. Учителю непросто перестроиться. Ученикам непросто научиться быть ответственными за себя. Но мир меняется – и мы должны успевать.

Поэтому будем учиться и осилит дорогу идущий.

И в заключение несколько ссылок на полезные для лучшего понимания темы ресурсы:

Формуюче оцінювання (презентація)


3 коментарі:

  1. Тетяна Термер22 лютого 2013 р. о 21:08

    Цікаво. Але важко запровадити на практиці. Мабуть кожному педагогу є чому повчитись.

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Тетяна, подивимося вебінар 3 квітня. Що нам там розкажуть про формуюче оцінювання. Обіцяють, що учасники отримають методичні поради та рекомендації щодо формування в учнів навичок 21 століття та дізнаються про особливості і переваги формуючого оцінювання над традиційним.

      Видалити
  2. Ціково.Тільки важко застосувати на практиці. Але мабудь кожному педагогу потрібно вдосконалюватися.

    ВідповістиВидалити