Єдина Країна! Единая Страна!

четвер, 13 лютого 2014 р.

Почему родители спешат отдать детей в школу?

Алексей ЮШКОВ, 
Кандидат психологических наук,
Санкт-Петербург,
Россия

На фоне надвинувшейся демографической ямы борьба за детей усиливается; пока она идет в одни ворота – образовательные чиновники, особенно министерские, твердо решили спасать рабочие места в школе за счет детских садов. И тем не менее право на последнее слово – за родителями. Никто не может требовать от них отдать ребенка в школу до семи лет.

Но каковы мотивы у самих родителей, которые спешат забирать своих детей из сада в школу? Можно ли этому противостоять? С кем из них нужно разговаривать, а с кем - бесполезно? Что такое делается в саду, что часть родителей начинает считать, что их детям в саду здесь делать уже нечего?

Давайте попробуем обсудить проблему шестилетних детей с этой точки зрения - с точки зрения родительских мотивов. И выделим, соответственно, несколько родительских групп.

Для родителей первой группы переход в школу связан с тем, что друзья-приятели их ребенка идут в школу (и кому-то из них - семь, кому-то шесть и т. д.). Родители, справедливо полагая, что жить детям лучше в компании, настроены сложившуюся дружбу поддержать. Понятно, что здесь не учитывается то, что чаще всего в начальной школе живут, учатся и «погибают» по одиночке. Компании, сохраняющиеся в ходе учебы - слишком редкий случай для массовой школы.

Итак, возникают вопросы «Как быть родителям, чей ребенок шести (шести с половиной) лет в саду дружит с теми, кто идет с сентября в школу?» «Что вы посоветуете родителям, чей ребенок шести лет дружит с теми, кто идет с сентября в школу?» «Что бы вы порекомендовали воспитателям относительно тех детей шести лет, которые...?»

Мы полагаем, что ответы на эти вопросы может искать и находить в совместной работе с воспитателями и родителями психолог детского сада. Здесь, например, можно вместе поразмышлять над такими темами:

Как ваш ребенок реагирует на неудачу? Как это может выглядеть во время урока, когда время на переживания не будет?

Есть ли у вас основания рассчитывать, что в школе с вашим ребенком будут обращаться очень индивидуально, с учетом всех его особенностей поведения?

А может ли ваш ребенок выполнять трудные (не всегда приятные и интересные) задания, которые предлагает ему чужой, незнакомый человек? Готов ли он к этому? Вы это видели своими глазами? А сколько отказов приходится на одно согласие?

Взрослый в школе – это не воспитатель, имеющей право быть не сильно озабоченным образовательными программами. Для учителя результат его обучающей деятельности – неотъемлемая часть профессионального имиджа. Высокий темп работы, требовательность, настойчивость – стиль школьной жизни. (И это нормально – но для своего возраста).

Быть учеником – это значит безоговорочно подчинить себя воле другого человека.

Быть учеником – это значит иметь установку выполнить любые, даже неинтересные, даже противные задания, которые задает чужой взрослый. Практически в любом первом классе найдется треть детей, способных «откликнуться» на эти требования. Остальным - в первую очередь – шестилеткам достанется роль аутсайдеров.

Вторая группа родителей (чьими аргументами могут пользоваться и родители первой группы) пользуется словом «скука» . В «скуку» входит и собственно скука, и нежелание спать в обед (а воспитатели жестко заставляют), и занятия, материал которых потенциальным шестилетним школьникам уже как бы известен и т.д.

Аргумент про «скуку» распространен, и против него возражать не так уж легко. Такого рода родительские мнения часто следует рассматривать как некоторую диагностику реального положения дел в группе. Например, диагностику того, что в группе нет нормальной игровой деятельности. Ведь странно слышать от ребенка шести лет (даже умеющего писать, считать и т.д.), что ему скучно в саду. Ведь не настолько он вырос за счет письма и чтения, что «вырос» и из игры. Ему ведь играть должно быть интересно при любом раскладе. Значит, просто игры в группе нет. Именно поэтому вторая группа родителей самая нужная в плане понимания того, что делается в самом саду. И это материал для размышления методисту детского сада.

Хотя еще неизвестно, кто утверждает о скучности сада: сам ребенок или это родители так хотят про него думать? Или у ребенка чаша весов колеблется (в чем-то скучно, в чем-то интересно), а родители поддерживают его отношение к детскому саду, усиливая негативные оценки?

Вдогонку за родительскими рассуждениями о скуке следует задать вопрос и самим себе: «Действительно ли школа должна быть панацей от скуки в детском саду, или...?» «Почему детям скучно на занятиях?»

Третья группа родителей, полагает, что в школу нужно обязательно спешить потому, что иначе «перегорит» интерес.

Этот момент нужно особо рассмотреть, так как он возникает достаточно часто и встречается в разговорах родителей и первой, и второй групп. Что имеется в виду? Интерес к чему? Почему он должен перегореть? Откуда вообще берется уверенность в том, что интерес к школе на фоне умения писать и считать ограничивается двумя-тремя месяцами?

Есть разные интересы у ребенка: например - интерес к животным, но ведь ребенка не отправляют в школу, чтобы он занимался природоведением. У него есть интерес к рисованию, но опять-таки в школу он идет не ради уроков рисования. Его не отправляют в школу ради уроков физкультуры. А почему? А потому, что эти интересы возникли у него естественным образом, являются его собственными интересами, они устойчивы и уж конечно сохранятся в течение многих лет. А вот мифологический интерес к чтению или к счету почему-то очень сильно беспокоит родителей, как интерес вот-вот появившийся и готовый сейчас же исчезнуть. И ребенка нужно срочно отправить в школу, чтобы этот интерес был зафиксирован и закреплен.

А что это значит в сравнении с интересом к рисованию? А это значит, что интерес к письму или к чтению не является со взрослой точки зрения естественным интересом ребенка. Он не составляет сути обстоятельств детской жизни... А почему? А потому, что ребенка учили читать «к школе», а не для себя - и только в этом контексте чтение и существует как для ребенка, так и для его родителей.

Становится понятным, почему родители спешат вытолкнуть научившегося читать шестилетку в школу. Действительно, если кроме «школьного» мотива у ребенка к чтению нет больше никакого интереса к этому самому чтению… Но родители так долго учили свое чадо читать, что становится просто невыносимо подумать о том, что вдруг это чадо читать разучится. При этом предполагается, что статус школы придаст чтению особый школьный, неслучайный статус. И это верно. Но ведь это лишь статус. Не более того. А, кроме того, в школе еще много чего такого, чему статус читающего не очень-то поможет. Например, готовность подчиняться чужому человеку. А для шестилетки - это уже гораздо непонятнее, а потому и страшнее, чем для умудренного жизнью семилетнего ребенка (хотя, тоже, конечно, не для каждого).

Для родителей этой группы важны разговоры со стороны администрации детского сада (психолога, методиста) о том, что ждет их ребенка, умеющего читать, считать и писать печатными буквами в массовой школе. Где есть и семилетние дети, тоже умеющие читать, писать и считать, но обладающие все же большей выносливостью, готовностью удерживать высокий темп работы и т.д.

Эта же тема может обсуждаться внутри вашего детского сада в виде вопросов «Можно ли сохранить и развить (и как) умение писать, читать, считать, не отправляя ребенка в школу?» «Верно ли мнение о том, что чтение и письмо приобретают должную значимость для ребенка только в школе? Почему бытует такое мнение?» «Действительно ли интерес к чтению и письму может угаснуть в детском саду, если там неинтересные занятия? И можно ли этому как-то воспрепятствовать?» «Чем, кроме умений читать и писать и простого желания идти в школу, должен обладать будущий шестилетний первоклассник?»

Родители четвертой группы любят успехи своих детей, поощряют их и начинают сами в них верить. И в результате в шесть лет полностью «спиливают сук, на котором сидят». Родители, воодушевляя сына на новые успехи, утверждают его в мысли и в желании пойти в школу, где ему будет интересно, легко и где ему гарантирован успех. Гарантия успеха, вкус которого ребенку уже известен, и является тем подводным камнем для шестилеток, идущих в школу. Ибо дело обстоит прямо наоборот. В большинстве случае шестилетка неконкурентоспособен с семилетками. В этом смысле разнообразие его творческих способностей в первый год школьной жизни значит гораздо меньше, чем усидчивость, исполнительность, способность длительно удерживать внимание на одном предмете… А эти качества как раз и вырабатываются в шесть-семь лет. А в школе за три месяца надолго определится: кто поверит в себя как в отличника, а кто осознает себя вечным троечником. И потом переломить ситуацию будет непросто.

Вообще успехи дошкольника - это успехи его и окружающих его родных людей. А в школе он встречается с людьми чужими... Такие «успешные» дети, в общем-то хорошо ходят в детский сад, у них есть друзья. Они верят в себя. Но как дошкольники, то есть в себя и в свое ближайшее окружение.

Мы выделили четыре групп родителей, чье желание отправить своих шестилетних детей в школу, может привести к различным нежелательным последствиям как для самих детей, так и для их родителей. И получается, что только детский сад может оградить эту группу людей от надвигающихся на них проблем и практически непреодолимых трудностей.


Из вашего детского сада уходят в школу шестилетние дети. Для одних – это возможность попасть в новое интересное окружение. Для других – наоборот, выпадение из сложившихся комфортных отношений. Для третьих – исполнение заветного желания не спать днем и вести самостоятельный образ жизни.

И всех их, даже самых подготовленных, в школе поджидает огромное количество трудностей. И гораздо меньше успехов. Это известно и многим учителям начальной школы, и воспитателям. Давно показано, что статистически школьная успешность обучения шестилетних детей на фоне семилетних резко ниже и требует больших эмоциональных и интеллектуальных затрат. Почему же родители верят, что неудачи других – предостережение не им?

Немає коментарів: